Фрагмент для ознакомления
2
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ
Положения, направления, задачи моделей
психологической службы И.В.Дубровиной и Л.М.Фридмана
На сегодняшний день существует большое количество концепций деятельности школьной психологической службы. Наиболее известные среди них – модели И.В. Дубровиной и Л.М. Фридмана.
По мнению Л.М. Фридмана воспитание учащихся образованными, творчески активными, высоконравственными и социально зрелыми личностями – основная цель психологической службы школы, которая в свою очередь совпадает с главной целью школы на современном этапе развития образования.
Л.М. Фридман считал, что деятельность школьной психологической службы должна быть ориентирована на научно обоснованное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, что подразумевает организацию, построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических исследований в области обучения, воспитания и развития личности обучающихся.
Реализация воспитательных целей в школе временами требует активного участия школьного психолога, который является членом педагогического коллектива. Данная роль позволяет ему напрямую взаимодействовать с учителями, классными руководителями, администрацией школы, а также участниками ученического самоуправления.
В рамках концепции, разработанной Л. М. Фридманом, школьному психологу предоставляются различные задачи и функции:
1) Одним из видов работы, выполняемой школьным психологом, является организация приема детей в школу и комплектование ученических классов. Важно, чтобы этот процесс проходил гладко и способствовал успешной адаптации учащихся к новой среде обучения.
2) Другой аспект работы школьного психолога заключается в налаживании дружеских и партнерских взаимоотношений между учителями и родителями. Коммуникация и сотрудничество между этими двумя группами являются важными элементами успешного образовательного процесса.
3) Одной из ключевых задач школьного психолога является изучение процесса личностного развития учащихся. Это включает анализ психологических особенностей и потенциалов учеников с целью определения способностей и путей их развития.
4) Кроме того, школьный психолог осуществляет оценку воспитанности учащихся. Это позволяет иметь представление о степени сформированности нравственно-этических качеств учеников, а также определить необходимые меры для их дальнейшего развития. Эта оценка может быть основана на наблюдениях, анкетировании и различных психодиагностических методах.
Л.М. Фридман разделял модель психологической службы в образовании на четыре основных направления:
1. Диагностическое направление: В рамках этого направления психологическая служба занимается определением индивидуальных особенностей, способностей и проблем каждого учащегося. Психологи проводят тестирование, наблюдение и анализ данных для выявления особенностей развития и психологических состояний учащихся.
2. Профилактическое направление: В этом направлении психологическая служба предупреждает развитие проблемного поведения учащихся. Основной задачей является формирование устойчивой психологической культуры школы, создание условий для психологического благополучия участников образовательного процесса.
3. Коррекционное направление: Психологическая служба занимается разработкой и реализацией психологических программ и мероприятий, направленных на коррекцию проблемного поведения учащихся. Модель предусматривает работу с индивидуальными и групповыми формами помощи, построение планов коррекции и помощи в преодолении трудностей.
Показать больше