Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе в качестве приоритетной цели школьного образования, вместо обычной передачи знаний, навыков и умений непосредственно от учителя к ученику, выступает развитие способности обучающегося на самостоятельном уровне ставить учебные цели, затем проектировать пути их реализации, наконец, контролировать и оценивать все свои достижения. Иными словами, формирование у обучающихся умения учиться.
Кроме этого, проблема соотношения обучения и развития являлась и до сих пор остается одной из базовых проблем педагогики. Содержание в развивающих системах обучения является средством развития личности ребенка, поэтому оно обязательно должно соответствовать содержанию развития, при этом отражать его.
Невзирая на разные подходы к разработке содержания развивающего обучения можно все же выделить общие требования к его содержанию. Согласно Л.С. Выготскому содержание обязательно должно представлять собой систему научных понятий. С точки зрения Л.В. Занкова это система теоретических знаний, лежащих в основе обобщенных действий и приводящие к их осознанному усвоению. В.В. Давыдов к содержанию развивающего обучения применяет генетически исходные понятия, раскрывающие происхождение, становление, а также развитие отдельного предмета и лежащие в основе принципов действий. При этом основной принцип структурирования учебного содержания в рамках развивающего обучения базируется на восхождении от общего к частному, от абстрактного к конкретному; обязательное отражение в учебном содержании приемов мыслительных и познавательной деятельности [1]. Все это как нельзя лучше можно реализовать на уроках математики
В связи с этим рассмотрение темы «Педагогические возможности развивающих технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках математики» является актуальным.
1.Понятие и виды универсальных учебных действий
В настоящее время отличительной особенностью общества считаются более высокие темпы обновления научных познаний. Именно поэтому в качестве одной из ведущих проблем современной общеобразовательной школы выступает проблема формирование у обучающихся совокупности так называемых «универсальных учебных действий» (УУД), которые необходимы в первую очередь для того, чтобы научить детей учиться, обучить реализовывать совершенствование и саморазвитие через сознательное и интенсивное присвоения нового социального навыка. В целом под понятием «УУД» понимается умение учиться, то есть способность некоего субъекта активно осваивать новые знания, а также овладевать новыми умениями в качестве основой саморазвития и самосовершенствования индивида. В более узком значении данный термин можно трактовать как определенную совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними соответственных навыков учебной работы), призванных обеспечивать самостоятельное усвоение новых знаний, процесс формирования учебных умений, включая также организацию данного процесса [4, c. 59].
По виду УУД бывают: 1) личностные; 2) коммуникативные; 3) познавательные; 4) регулятивные. Личностные УУД обеспечивают учащимся ценностно-смысловую ориентацию учащихся и их ориентацию в как социальных ролях, так и межличностных отношениях. Относительно учебной деятельности выделяют два вида действий: 1) действие смыслообразования, то есть это установление учениками связи между целью обучения и мотивом; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого учеником содержания, исходя при этом личностных и социальных ценностей, обеспечивающее при этом личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности. При этом к ним относятся: 1) целеполагание в качестве постановки учебной задачи на базе соотнесения того, что учащимся уже усвоено и известно, и того, что им еще неизвестно; 2) планирование – то есть определение последовательности промежуточных целей с обаятельным учетом конечного итога;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения / А.Б. Воронцова. – Москва: Русская энциклопедия, 2008. – 154 с. – Текст: непосредственный.
2. Гречкина, Г.В. К вопросу о формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе / Г.В. Гречкина. – Текст: непосредственный // Символ науки. – 2017. – № 4. – С. 135 – 138.
3. Жила, А.Н. Развивающее обучение: вопросы теории и практики / А.Н. Жила. – URL: https://urok.1sept.ru/persons/238-541-381 (дата обращения: 22.10.23). – Текст электронный.
4. Медведева, Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева. – Текст: непосредственный // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 57 - 61.
5. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.С. Обухов. – Москва: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2016. – 224 с. – Текст: непосредственный.
6. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6 - 9.
7. Технология развивающего обучения на уроках математики. – URL: https://infourok.ru/tehnologiya-razvivayuschego-obucheniya-na-urokah-matematiki-3278697.html (дата обращения: 22.10.23). – Текст электронный.
8. Хисматуллина, Д.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики / Д.А. Хисматуллина. – URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/09/20/formirovanie-uud-na-urokah-matematiki (дата обращения: 22.10.23). – Текст электронный.