Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………..….. 3
1.Дети с ограниченными возможностями здоровья…………………... 6
1.1 Краткое определение ОВЗ…………………………………………….... 6
1.2 Педагогическая классификация детей с ОВЗ…………………………... 7
1.3 Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ ……………….. 9
2.Роль социально коммуникативного развития в жизни детей с ОВЗ……………………………………………………………………..
13
2.1 Значение социальной коммуникации в жизни детей с ОВЗ……………………………………………………………………………
13
2.2 Особенности социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ…. 15
3.Технологии социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ... 18
3.1 Основные технологии социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ………………………………………………………………………….
18
3.2 Анализ технологий социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ……………………………………………………………………………
20
Заключение…………………………………………………………………… 25
Список использованных источников……………......…………….……….. 27
Приложения……………………………………………………………………. 29
Фрагмент для ознакомления
2
Сегодняшнее общество ставит перед собой задачи максимального развития и социализации каждого члена общества, вне зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей. В этом контексте особую важность приобретает сфера социально-коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная категория детей, ввиду своих особенностей и специфических потребностей, нередко сталкивается с определенными трудностями в общении и взаимодействии с окружающими.
По данным Федерального статистического наблюдения, число детей с ограниченными возможностями здоровья в России в 2023 году составило 3,2 миллиона человек. Это примерно 10% от общего числа детей в стране. Ограниченные возможности здоровья означают, что у детей могут быть проблемы с двигательной функцией, слухом, зрением, аутизмом и другими расстройствами. Такие дети сталкиваются с трудностями в общении и социальной адаптации, что существенно ограничивает их возможности для полноценной жизни.
Актуальность темы заключается в том, что с помощью современных технологий дети с ограниченными возможностями здоровья получают новые возможности для развития своих навыков коммуникации и социализации. Эти технологии могут обеспечить доступ к образовательным ресурсам, социальным сетям и различным программам обучения, которые специально разработаны для помощи этой категории детей.
Целью данной работы является проведение обзора современных технологий, направленных на социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируя различные методы и подходы в данной области, мы намерены выявить наиболее эффективные и доступные инструменты для помощи этой категории детей в развитии и улучшении их коммуникативных навыков.
Для решения поставленной задачи необходимо решить ряд задач:
1.Дать понятие определению «Ограниченные возможности здоровья».
2.Определить педагогическую классификацию детей с ОВЗ.
3.Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ.
4.Рассмотреть значение социальной коммуникации в жизни детей с ОВЗ.
5.Проанализировать особенности социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ.
6.Рассмотреть основные технологии социально-коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
7.Провести анализ технологий социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ.
Изучение и применение новейших технологий в сфере социально-коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья становится все более актуальной задачей. Помощь в преодолении коммуникативных барьеров и обеспечение возможности эффективного общения с окружающими людьми поможет этим детям полноценно расти и развиваться в обществе. При разработке таких технологий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, их потребности и возможности. Благодаря этому, дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать обратную связь, делиться своими мыслями и эмоциями, а также взаимодействовать с окружающими и развивать свои социальные навыки.
Среди современных исследователей проблемы можно отметить Выготского Л.С., Староверову М.С., Гоборову Н.Н., Мельник Ю.В., Егорову Т.В. и др.
Исследование данной темы имеет важное значение для практики социально-культурной работы с детьми с ограниченными возможностями, а также для образовательных учреждений и родителей, которым хочется лучше понимать особенности и потребности своих детей. Представленный обзор технологий способен быть полезным как для специалистов, работающих с данной категорией детей, так и для широкого круга людей, интересующихся вопросами инклюзии и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Именно поэтому наша работа по обзору технологий социально-коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является существенной и актуальной. В данной работе рассмотрены различные технологии, предназначенные для помощи этой уязвимой группе детей, а также проанализировано их внедрение и эффективность использования в современном мире.
1Определение особых образовательных потребностей (ОВЗ)
1.1Краткое определение ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальных
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
2.Гоборова, Н. Н., Использование технологии визуализации в образовательном процессе учреждения дошкольного образования / Н. Н. Гоборова, Г. Н. Гончарова // Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты: сборник статей VII Международной научно- практической конференции 26 ноября 2021 года, г. Могилёв. – № 3. - 2021. – 180-189.
3.Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 321 с.
4.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. -208 с.
5.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 276 с.
6.Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академии», 2010. 208 с.
7.Мельник Ю. В. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве [Текст] / Ю. В. Мельник, Ю. Н. Мукминова, Н. А. Одинокова, Р. Х. Шаймарданов. – Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2016. – 140 с.
8.Мирошниченко, М.Н. Альтернативные средства общения с неговорящими детьми / М.Н. Мирошниченко. - ГБОУ «Центр диагностики и консультирования». - Краснодар, 2011. -38 с.
9.Назарова Н. М. Специальная педагогика. М.: Академия, 2010. 356 с.
10.Олешкевич, В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения /В.И. Олешкевич // Дефектология. – 2005. – № 5., – С 16-25.
11.Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей [Текст] / М. А. Панфилова - М.: ГНОМ, 2012. - 160 с.
12.Рубцов, В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы /В.В. Рубцов// Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.
13.Сердюкова, В. В. Соционально-коммуникативные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Сердюкова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). – С. 222-224.
14. Соколова Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. М., 2005. 180 с.
15. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М. С. Староверова. — Москва: Владос, 2011. — 167 с.
Фатихова Л. Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. // Научное творчество XXI века: