Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена реализацией важнейших принципов государственного заказа в области образования («Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1]; «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации до 2025 г») [2], требованиями ФГОС основного общего образования: «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом» [3].
Современные занятия в рамках дисциплин гуманитарного цикла создают фундамент, на котором базируется нравственное воспитание подрастающего поколения, актуализируется желание «обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию» [3].
Изучение гуманитарных дисциплин с точки зрения воспитательного потенциала в общей системе образования имеет социальное и культурное значение. Например, художественные произведения содержат богатый материал, который знакомит учеников с разнообразными культурными ценностями. Центральной идеей данной концепции является усиление воспитательного потенциала уроков гуманитарного цикла, что приводит к развитию нравственных ценностей у обучающихся и формированию у них гуманитарного мышления [7].
Так, целью исследования является рассмотрение воспитательного потенциала предметов гуманитарного цикла и особенности изучения житийных текстов на уроках литературного чтения с 1-11 классы
1.Воспитательные возможности предметов гуманитарного цикла
Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений.
Происходящие изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Изменились ценностные ориентации молодежи, деформировались ранее существовавшие убеждения и взгляды. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние учащейся молодёжи. Проявление негативных явлений в обществе оказало существенное влияние на воспитательную работу в общеобразовательных школах по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся.
Исследования современных ученых Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, В. А. Сластенина, А. П. Тряпицыной, Н. Е. Щурковой и личный педагогический опыт показывает, что духовно-нравственное воспитание имеет большое значение в социальном и духовном развитии личности человека, формирования мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания у школьников укрепляется любовь к Родине, патриотизм, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, развивается гражданское достоинство.
Анализ психолого-педагогических исследований и Концепции
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Норматика, 2013.-128 с.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. Акад. Образования — М.: Просвещение, 2011. — 32с. — (Стандарты второго поколения).
3.Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Кн. 6. Часть 2. Педагогическая симфония. Как живете, Дети? — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2013. — 256с.
4.Бондаревская Е. В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе.– Ростов –на — Дону.: // — № 1. 2011. С. 21–30
5.Любезнова, Ю. В. Воспитательный потенциал уроков литературы / Ю. В. Любезнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 222-223. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50215/ (дата обращения: 03.12.2023).
6.Мишина Л. Н., Осипова А. А., Франчук О. В. К вопросу о работе с текстами древнерусских житий в средней школе //Перспективы науки и образования. – 2018. – №. 6 (36). – С. 164-172.
7.Никонова Н. И., Захарова Л. С. Воспитательный потенциал уроков литературы: сопоставительный метод //Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №. 4 (89). – С. 212-214.
8.Орлова Е.О. Герменевтико-педагогические аспекты изучения образа Александра Невского в начальной школе // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы III Всероссийской научной конференции/ Сост. А.В. Моторин – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. – С. 263-269.
9.Петрухин С.С. Характерные черты агиографии в литературе Киевской Руси // Международный журнал экспериментального образования / № 6, 2014. – С. 119-120.