Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Как само лидерство, так и его влияние на результаты деятельности зависят не только от наличия черт личности и её поведения, но и от того в какой ситуации они проявляются. Об этом ситуационные теории лидерства. Эти теории мы рассматриваем в данной теме, так как нас интересует вопрос: в каком окружении, в каких условиях лидерские черты и поведение дают эффект деятельности группы.
Так, представители ситуационных и ситуационно-личностных теорий говорят о том, что эффект черт лидера усиливается при условии их адекватности ситуации. Например, черта «высокая мотивация к достижению» будет действенна в ситуации выполнения сложной задачи, требующей инициативы и личной ответственности. Гибкость лидера важна в ситуации нестабильности или в ситуации, когда лидеру необходимо учитывать особенности очень разных людей. А в ситуации, когда в организации требуется выработка единых правил и норм, гибкость лидера может мешать этому, здесь требуется сильная власть и настойчивость в отстаивании «правильных правил».
Процесс лидерства в рамках команды является двусторонним, он предусматривает обмен ценностями, ожиданиями, эмоциями, энергетикой и т.д. между лидером и его последователями. Лидер несет ответственность за развитие команды, именно это является путем совершенствования и достижения инновационных результатов. Лидер и команда взаимосвязаны, образно выражаясь, как две стороны одной медали. Лидер всегда в команде и зависит от команды, он является одним из ее членов.
Выбор конкретного варианта взаимодействия обусловлен целым комплексом факторов объективного и субъективного характера, связанных с внутренними и внешними по отношению к команде обстоятельствами.
Цель работы – рассмотреть формы взаимодействия лидера и группы.
Задачи работы:
- рассмотреть лидерство и общение в группах;
- рассмотреть особенности взаимодействия лидера с группой.
1. Лидерство и общение в группах
Лидерство – один из наиболее изучаемых аспектов группового общения. Ученые в области бизнеса, коммуникации, психологии и многих других областей много писали о качествах лидеров, теориях лидерства и о том, как развивать лидерские качества. Важно отметить, что, хотя у группы может быть только один официальный лидер, другие члены группы играют важные руководящие роли.
«Лидерство — это комплекс убеждений, моделей общения и поведения, которые влияют на функционирование группы и продвигают группу к выполнению своей задачи. Подход к изучению лидерства, основанный на чертах характера, отличает лидеров от последователей на основе черт или личных характеристик. Некоторые общие черты лидеров связаны с внешним видом, коммуникативными способностями, интеллектом и личностью» .
Эмерджентный подход к изучению лидерства рассматривает, как лидеры возникают в группах, которые изначально не имеют лидеров, и как ситуационные контексты влияют на этот процесс. Ситуационный контекст, окружающий группу, влияет на то, какой тип лидера является лучшим. Ситуации могут быть высокоструктурированными, крайне неструктурированными или находиться где-то посередине.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гойхман, О.Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский. - М.: Инфра-М, 2018. - 253 c.
2. Колпакова, А. Ю. Феноменология лидерства / А. Ю. Колпакова, А. И. Жарлагапова // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 425-426.
3. Семина, Д. В. Основные качества лидера / Д. В. Семина // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 57-59.
4. Симутин, М. С. Коллективно-синергетическая природа лидерства / М. С. Симутин // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 427-429.
5. Чамкин, А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие / А.С. Чамкин. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.