Фрагмент для ознакомления
2
существует несколько научных течений, в которых концепт рассматривается в различных формах его языковой и ментальной передачи: как объект живой или неживой природы, отражающий национальную картину мира, как абстрактная единица переработки реальной действительности. Весьма продуктивной является мысль о взаимодействии концепта и языковой картины мира. Концепты ‘Путь / Дорога’, – как отмечают исследователи, - причислены к универсалиям мировой культуры. Репрезентанты концептов ‘Путь / Дорога’ имеют большое значение для русской и английской лингвокультур и достаточно широко представлены. Они обладают базисными характеристиками, которые отражают народный характер.
Концепты ‘Путь / Дорога’ сложны по структуре и способны к формированию фразеологических единиц и лексических сращений. Вследствие чего, данные концепты достаточно широко репрезентированы в языке.
Для исследования был выбран фрагмент произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души», потому что в данном произведении движение – это не только путь, передвижение в пространстве, но и путь России, выход на более глубокое понимание пути.
Известно, что «дорога» – один из древнейших и самых распространенных в русском словесном искусстве повторяющийся элемент фольклорного и литературного повествования – становится ключевым для русской литературы XIX века. Можно привести многочисленные примеры произведений, в которых изображение жизни человека осмысливается как прохождение некоего пути, дороги.
Гоголь в поэме «Мертвые души» продолжает развитие универсального смысла топоса «дорога», но при этом обогащает семантическую образную структуру собственной интерпретацией, особенностями воплощения, многозначностью, емкостью. Прежде всего, это два значения, которые определяют композиционный стержень поэмы. В начале поэмы – это вполне реальная дорога, по которой колесит Чичиков в своей неизменной бричке с Селифаном на козлах, и в конце поэмы – это метафорический, иносказательный образ «дороги», в котором сознание художника угадывает скрытый смысл исторического движения России в будущее.
Эпическое начало и лирический финал, соединяющие объективное и субъективное, явь и мечту, предстают в поэме как равноправные смыслы, вбирающие множество значений гоголевского образа дороги. Причем сложность авторского смыслорождения топоса «дорога» не столько и не только в его многозначности, сколько в этом, присущем только гоголевскому стилю, незаметном, плавном, а порой и резком переходе конкретных значений в метафорические и наоборот.
Дорога – это часть гоголевской биографии. Гоголь глубоко любил дорогу, пускался в дорогу в трудные дни своей жизни. Дорога пробуждала творческие силы, была психологической потребностью художника, давала ему необходимые впечатления. В 11 главе особое внутреннее наполнение топоса как источника творческого вдохновения раскрывается со всей непосредственностью: «Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..».
Вспомним биографические вехи: после провала Ганца Кюхельгартена – бросился в дорогу: «Мне нужно переродиться, оживиться новой жизнью, расцвесть силою души», – писал он матери. После премьеры «Ревизора» вновь пускается в дальнюю дорогу. «Дорога удивительно спасительна для меня», – читаем в письме к С. Т. Аксакову. Свою работу над поэмой Гоголь тоже определял как движение по дороге. В письме к Н. Языкову писал: «Ты
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Боголепов Я.К. Язык поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые 1. души». М., 1952.
2. Гоголь Н.В. Избранные сочинения. М., 1987.
3. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т.8. М., 1984.
4. Гусева, Е.В. Культурная единица «дорога»: атрибутивно- семантические свойства [Текст] / Е.В. Гусева. – Автореф. дисс. … канд. филол. н. – Н. Новгород, 2001.
5. Диброва Е.И. Современный русский язык. Ч. 2. М.: Наука. 1997. С. 77.
6. Елистратова А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М., 1972.
7. Ермилов В.В. Избранные работы в трех томах. Т.2. Н. В. Гоголь. М., 1956.
8. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. . Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988. 7
9. Манн Ю.М. Постигая Гоголя. М., 2005.
10. Манн Ю.М. Поэтика Гоголя. М.,1978.
11. Маслов Ю.С. Глагол / Лингвистический энциклопедический словарь. М. 2000
12. Тюпа В.И. Между архаикой и авангардом // Классика и современность / Под ред. П. А. Николаева и В. Е. Хализева. М., 1990.
13. Храпченко М.М. Николай Гоголь. М., 1984.
14. Черепанова, О.А. Путь и дорога русской ментальности в древних текстах [Электронный ресурс] / О.А. Черепанова // Сб. науч. докладов III научной конференции «Рябининские чтения 99». – Петрозаводск, 2000. – Режим доступа : http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/rjabinin1999/ 01_35.htm