Фрагмент для ознакомления
2
1. Место социальной психологии в системе научного знания. История развития социальной психологии
Современные представления о предмете социальной психологии
Социальная психология – это наука, которая изучает закономерности деятельности и поведения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характериcтики этих групп. Наука, которая изучает психологические явления (процессы, свойства и состояния), описывающие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.
Существуют два основных подхода к вопросу о предмете социальной психологии.
Первый понимает социальную психологию как науку о массовых явлениях психики. Второй — главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обозначился третий подход, рассматривающий социальную психологию как науку, изучающую как массовые психические процессы, так и положение личности в группе.
Обобщая существующие разнообразные определения, можно сказать следующее: социальная психология — это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.
Из определения вытекает, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.
По мнению А. Н. Сухова, А. А. Бодалева и других существует подход, который разделяет предмет теоретической социальной психологии (изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях) и предмет прикладной социальной психологии (закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений).
Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.
Взаимоотношения социальной психологии с другими науками
Относительно самостоя¬тельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психо¬логии; 3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социаль¬ная психология отторгает определенную часть психологии и опреде¬ленную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» — об-ласть, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.
Социальная психология связана с рядом других наук. Прежде всего с социологией и общей психологией.
Данные науки позволяют социальной психологии точно и правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов, дают возможность осмыслить психологические особенности личности, являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.
Рис. Связь социальной психологии с другими науками
Кроме вышеназванных, социальная психология связана междисциплинарными отношениями с такими отраслями знаний, как:
философия, дающая возможность методологического и теоретического обоснования в понимании сущности социально-психологических явлений;
исторические науки, дающие возможность анализировать развитие социальной психики и сознания людей, находящихся на различных этапах становления общества;
экономические науки позволяют раскрывать сущность и своеобразие функционирования экономических процессов общества и их влияние на общественные отношения и на их проявление в социальной психики и общественном сознании людей;
культурология и этнография позволяют социальной психологии корректно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических явлений;
педагогические науки дают информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяя тем самым социальной психологии вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.
Специфика социально-психологического подхода
Социально-психологический подход объединяет знания и методы социологии и психологии для понимания и объяснения социального поведения и процессов.
Основные принципы социально-психологического подхода:
1. Изучение взаимодействия между индивидами и социальной средой.
2. Анализ влияния социальных факторов на мысли, чувства и поведение людей.
3. Исследование социальных представлений и восприятия.
4. Анализ групповой динамики.
5. Анализ различных аспектов социальных отношений.
6. Изучение самосознания и самооценки.
Социально-психологический подход применяется в различных областях, таких как образование, маркетинг, организационная психология и др.
Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений
Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание — это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии — психологии и социологии.
Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций. Так, американский исследователь О. Клайнберг считает, что большинство проблем социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских системах древности. Г. Олпорт еще более точно указывает адрес: с его точки зрения, родоначальником этих проблем следует считать Платона. Действительно, через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии — это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и «чисто» социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно. С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по крупицам, и вряд ли есть смысл приводить простой перечень примеров, тем более что история психологии в недрах философского знания изучена достаточно подробно.
По-иному складывался интерес к социально-психологическому знанию в области социологии. Социология сама выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в. (ее родоначальником считается французский философ-позитивист Огюст Конт). Почти с самого начала своего существования социология стала строить попытки объяснения ряда социальных фактов посредством законов, почерпнутых из других областей знания
Исторически первой формой такого редукционизма для социологии оказался биологический редукционизм, особенно ярко проявившийся в органической школе (Г. Спенсер и др.). Однако просчеты биологической редукции заставили обратиться к законам психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Корни социальных явлений начали отыскивать в психологии, и внешне эта позиция казалась более выигрышной: создавалась видимость, что в отличие от биологического редукционизма здесь действительно учитывается специфика общественной жизни. Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления. Сначала это была редукция к индивидуальной психике, примером чего может служить концепция французского социолога Г. Тарда. С его точки зрения, элементарный социальный факт заключен не в пределах одного мозга, что есть предмет интрацеребральной психологии, а в соприкосновении нескольких умов, что должно изучаться интерментальной психологией. Общая модель социального рисовалась как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Когда объяснительные модели такого рода отчетливо продемонстрировали свою несостоятельность, социологи предложили более сложные формы психологического редукционизма.
Становление современной социальной психологии за рубежом: основные теоретические подходы
В девятнадцатом веке складываются предпосылки для выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. Но прежде произошло выделение в самостоятельные области знаний социологии (основоположник – французский философ Огюст Конт) и психологии (основателем научной психологии является немецкий физиолог, психолог и философ В. Вундт).
Предпосылками для выделения социальной психологии в отдельную область знаний послужили:
потребности в организации и управлении группами людей, занятых выполнением совместных функций;
накопление вопросов, которые не могли быть решены в рамках других наук (психологии, социологии, криминологии, этнографии, языкознания).
К числу первых социально-психологических концепций второй половины девятнадцатого века относятся:
1. «Психология народов», авторы: немецкий философ М. Лацарус (1824–1903), языковед Г. Штейнталь (1823–1893), В. Вундт (1832–1920). В России идеи психологии народов развивались лингвистом, психологом, этнографом А.А. Потебней (1835–1891);
2. «Психология масс», авторы: Г. Тард, итальянский юрист С. Сигеле (1868–1913), французский социолог Г. Лебон (1841–1931);
3. «Nеория инстинктов социального поведения», автор: английский психолог У. Макдугалл (1871–1938).
Основная идея психологии народов состоит в том, что психология сталкивается с явлениями, причины которых следует искать не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Сознание народа или дух целого выражается в мифах, обычаях, религии, искусстве. В данном направлении была сформулирована очень ценная идея о том, что помимо индивидуального сознания существует еще нечто, свойственное для психологии группы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев, М.А. Социализация и формирование личности / М.А. Алексеев // Культура. Духовность. Общество. 2014. № 15. С. 155-159.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 378с.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2014. - 480 c.
4. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект пресс, 2018. - 301с.
5. Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2013 - 320 с.
6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для преподавателей. - Новосибирск; М.: Изд-во Новосиб. ун-та; Совершенство, 2017. - 271с.
7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2010. - 624с.
8. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М.: Рипол Классик, 2012. – 243с.
9. Кочисов, В.К. Социализация личности на современном этапе развития общества / В.К. Кочисов // В сборнике: Алиевские чтения материалы научной сессии: в 2 частях. 2015. С. 174-177.
10. Кузьмина, К.Е. Особенности социализации личности в современном мире / К.Е. Кузьмина // Личность в пространстве и времени. 2015. № 5. С. 131-137.
11. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Наука, 2011. - 373с.
12. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. - 344с.
13. Петров, И.Ф. Социализация как процесс формирования личности / И.Ф. Петров // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 4-3. С. 112-114.
14. Проблемы социализации. История и современность: моногр. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2013. - 288 c.
15. Реан А.А Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2014. - 416 c.
16. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. - М.: Речь, 2016. - 366 c.
17. Солодникова, И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни / И.В. Солодникова // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 32-39.
18. Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова. - М.: Юнити, 2011. - 615 c.
19. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. - М.: Высш. шк., 2009. - 159с.
20. Шипицына Л.М. Азбука общения. СПб.: Питер, 2014 - 548 с.