Фрагмент для ознакомления
2
Влияние геополитического распада СССР на национальную безопасность Российской Федерации
1 ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ПЕРЕД РАСПАДОМ СССР
XX век стал временем огромных социальных потрясений, глобальных войн и политических катаклизмов. Однако после Второй мировой войны удалось в определенной степени стабилизировать международную обстановку. В результате ялтинской и потсдамской конференций была установлена новая система международных отношений, которая играла ключевую роль в мире. Основы и принципы международного права были закреплены в уставе ООН, который признавал мирное разрешение споров, принцип запрещения применения силы в международных отношениях, право наций на самоопределение и территориальную целостность государств.
В 1960-1970-х годах наступило военно-политическое равновесие между СССР и США, а также ракетно-ядерный паритет, что привело к определенной стабильности в мире и разрядке международных напряжений. Распад СССР впоследствии привел к серьезному социальному и политическому кризису в нашей стране и повлиял на всемирный уровень. Этот крах советского государства резко изменил соотношение сил в международном сообществе и привел к краху биполярного мира.
Другим серьезным последствием распада СССР является ослабление эффективности ООН и менее стабильная система международных отношений.
Распад СССР оказал огромное воздействие на весь мир. Система международных отношений стала менее стабильной, резко ослабла эффективность ООН. Известный американский политик Г. Киссинджер не случайно отметил: «Советский Союз не должен был так быстро уходить из Восточной Европы. Мы очень быстро меняем баланс в мире, и это может привести к нежелательным последствиям».
2 РАСПАД СССР И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО
После 1991 года началось усиление присутствия НАТО на востоке, в направлении российской границы. Все это привело к уязвимости России с геополитической точки зрения. Польша, Чехия и Венгрия, а затем бывшие советские республики Эстония, Латвия и Литва стали членами НАТО.
Распад СССР усилил политические и экономические центробежные тенденции во многих странах, например, привел к активизации евроскептиков в Великобритании, которая в результате вышла из Европейского союза к 2020-2021 годам. Еще более разрушительные последствия победы центрифугальных сил и сторонников децентрализации власти проявились в странах Ближнего Востока и Африканского рога. Произошли арабские революции в исторически дружественных Советскому Союзу и России Ливии, Тунисе, Йемене, Египте, в результате которых к власти пришли проамериканские силы. То же самое произошло в Ираке и Афганистане.
Национальные интересы государства: структура и классификация. Характеристика жизненно - важных интересов личности, общества и государства.
2 ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА
акт существования жизненно важных интересов определен национальными, культурологическими и этнонациональными особенностями, историческим развитием, геополитическим положением и ролью государства в международных отношениях, его авторитетом, уровнем военной мощи, способностью обеспечивать собственный суверенитет и гарантировать безопасность союзников.
Главные интересы включают в себя как основные ценности, так и множество текущих задач, связанных с поддержанием военной безопасности страны. Фундаментальные ценности определяют сущность и содержание долгосрочной стратегии страны, становятся основой для внутренней и внешней политики, определяют значение и место внешнеполитического курса в решении вопросов, связанных с сохранением нации и государственности, обеспечением национальной безопасности.
Интересы высшего уровня, являющиеся главными интересами для страны, осуществляются и защищаются государством путем использования доступных ему средств и методов в области военного дела, экономики, дипломатии и идеологии. Сохранение национального суверенитета и территориальной целостности признаются всеми политическими силами, независимо от их политической ориентации, как главные интересы России.
3 ВАЖНЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА (ИНТЕРЕСЫ ВТОРОГО УРОВНЯ)
Другие важные интересы касаются преимущественно внутренних проблем. Они относятся к осуществлению конституционных прав и свобод отдельных личностей и граждан, защите общественно значимых элементов материального и духовно-нравственного благополучия государства, достижению безопасного состояния для общества, предотвращению вражды между представителями разных конфессий, национальностей, рас, социальных групп, пресечению преступности и содействию сохранению стабильной и безопасной международной обстановки.
В список второстепенных интересов для нашей страны входят восстановление ее положения в качестве великой державы, решение глобальных задач совместно с другими государствами, формирование глобальной структуры использования и защиты недр, а также распространение по всему миру общих гуманитарных правил, норм, догм и институтов. Если рассматривать отдельные территории, то к важным интересам чаще всего относятся интересы, связанные с развитием отношений со странами Восточной Европы. Такая позиция государства также связана с желанием усилить влияние на государства этой части мира.
Специфические (второстепенные) интересы являются также значимыми для государства в области внешней политики, но обладают более узкой направленностью. Они относятся либо к осуществлению долгосрочных перспектив нации, либо к аспектам ее существования, пренебрежение которыми может причинить ущерб, но не представляет прямой угрозы развитию и существованию страны в качестве субъекта истории и геополитики. Интересы третьего уровня отражают главные интересы и определяются ими, при этом они остаются относительно самостоятельными. Эти интересы являются определяющим фактором для функционального содержания отдельных направлений внешней политики государства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Влияние геополитического распада СССР на национальную безопасность Российской Федерации
ЛИТЕРАТУРА
1 Александр Леонидович Худобородов, Анна Владимировна Самохина Геополитические последствия распада СССР и место России в современном мире / А.Л. Худобородов, А.В. Самохина // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2023. – № 490. – С. 153-159.
2 Багдасарян, С.Д. Историко-правовая проекция распада СССР (тридцатилетний рубеж) / С.Д. Багдасарян, Т.А. Самсоненко, Т.М. Гришина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2022. – № 2. – С. 24-34.
3 Лукьянов, В.Ю. Постсоветское пространство в контексте отношений Россия-Запад: проблемы и перспективы / В.Ю. Лукьянов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2022. – № 2. – С. 59-69.
4 Пивоваров, Ю.Ф. Геополитические аспекты восточно-европейской безопасности первой четверти XXI века: угрозы и вызовы / Ю.Ф. Пивоваров, В.Н. Козельский, А.В. Козельский // Вестник Университета мировых цивилизаций. – 2022. – № 1. – С. 13-20.
Национальные интересы государства: структура и классификация. Характеристика жизненно важных интересов личности, общества и государства.
ЛИТЕРАТУРА
1 Бидова, Б.Б. К вопросу о классификации и типологии национальных интересов / Б.Б. Бидова // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 52-54.
2 Пономарев, Н.Н. Национальные интересы в концепции национальной безопасности России: проблемы теории и практики / Н.Н. Пономарев // Общество и право. – 2010. – № 4. – С. 69-73.
3 Саидов, З.А. Ценностноцелевые признаки национальных интересов как правовой категории / З.А. Саидов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2018. – № 11. – С. 137-140.