Фрагмент для ознакомления
2
Органы местного самоуправления в процессах управления социальной сферой
Каждое современное демократическое государство нацелено на развитие качества жизни своего населения, а также на решение социальных проблем общества, так как главное место в управлении государством занимает человек и его потребности. Задача органов власти создать обеспечение благосостояния общества и сформировать условия для дальнейшего его развития. Актуальным направлением государственного регулирования, нацеленным на решение этой первостепенной задачи, является разработка и реализация государственной социальной политики.
Общими направлениями социальной сферы принято считать:
- политику доходов населения (жизненный уровень, прожиточный минимуми потребительская корзина);
- политику в сфере труда (занятость населения, минимальный размер оплаты труда);
- социальную поддержку нетрудоспособных, малоимущих граждан (гарантии, пенсия, выплаты и пособия);
- развитие отраслей социальной сферы (система образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта);
- социально-экологическую политику;
- политику в области транспорта, дорог и связи .
Социальная сфера – это одна из основных подсистем общества, так как состояние ее отраслей очень серьезно затрагивает каждого человека, определяет качество его жизни и формирует «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. В конечном итоге, именно такой вид капитала вносит решающий вклад в экономическое развитие страны. В социальной сфере внешний эффект ее отраслей не ограничивается только лишь повышением дееспособности населения как рабочей силы, также он включает и социальную .
Задача муниципалитета – поддержание достаточного уровня общественного комфорта для каждого гражданина. Это соответствует важнейшим направлениям социального государства, которые направлены на формирование достойного уровня жизни. Это и представляет собой социальную суть муниципалитета. Формирование соответствующего механизма становится ключом, который дает возможность контролировать общественную сферу как с помощью дотаций, так и с помощью формирования организационных условий для создания более высокого уровня жизни. В состав управленческих структур, которые осуществляют те или иные функции по управлению отдельными сегментами социальной сферы, относятся, наравне с органами управления федерального уровня, органы управления регионального и муниципального уровня (рис. 1).
Общая характеристика социально ориентированных некоммерческих организаций
В 2010 г. в России был законодательно закреплен термин «социально ориентированные некоммерческие организации», в качестве которых стали рассматриваться некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 указанного Федерального закона .
Поддержка указанных организаций является одним из полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. поставлена задача по расширению доступа СОНКО на рынок социальных услуг и направлению указанным организациям до 10% бюджетных средств, выделяемых на предоставление социальных услуг населению .
Признавая важность финансовой поддержки деятельности СОНКО со стороны государства и органов местного самоуправления, стоит отметить, что в научной литературе и практике государственного и муниципального управления до сих пор дискуссионным остается вопрос об оценке эффективности такой поддержки .
Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» (СОНКО) введено Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» . К ним относятся НКО, которые, в соответствии с учредительными документами, осуществляют деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в России.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Органы местного самоуправления в процессах управления социальной сферой
Список литературы
1. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. – 2019. – №9. – С. 511–514.
2. Зюзин В.А., Трофимова И.А., Федорова Т.В. Понятие и значение административно-правового регулирования социальной сферы // Государственная служба и кадры. 2021. №3. С. 119-123.
3. Петрова, В.Н., Антонова, А.О. Совершенствование управления социальной сферой на муниципальном уровне // Общество, экономика, управление. 2019. Т.4. №2. С.27-32.
Общая характеристика социально ориентированных некоммерческих организаций
Список литературы
1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145.
2. Федеральный закон от 05.04.2010 N 40-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" // "Собрание законодательства РФ", 12.04.2010, N 15, ст. 1736.
3. Вишнева К.В. Институализация социально ориентированных некоммерческих организаций: особенности дальневосточных регионов // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 12-2 (102). С. 163–167.
4. Павловская С.В., Герасимчук В.Е. Оценка эффективности проектов социально ориентированных некоммерческих организаций России // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2019. № 2. С. 36–45.
5. Путин: Надо шире использовать возможности цифровизации в работе с НКО // Российская газета. 20.09.2022.
6. Смирнов В.А. Эффективность грантовой поддержки российских социально-ориентированных некоммерческих организаций (на примере Фонда президентских грантов) // Социологические исследования. 2020. № 9. С. 79–89.