Фрагмент для ознакомления
2
оно может без получения последующего согласия автора (правообладателя) создавать новые произведения на основе уже существующего.
Когда проект и строительная документация готовы, может начинаться стадия возведения объекта. Возвращаясь к архитектурным объектам, необходимо напомнить, как уже было отмечено, что существуют две полярные позиции. Одна из них сводится к игнорированию архитектурного объекта с точки зрения защиты авторских прав, вторая состоит в признании объекта, равно как и проекта, подлежащими защите. Анализ отечественного и международного законодательства помогает прийти к выводу, что непризнание архитектурного объекта полноценным объектом авторских прав невозможно. Например, статья 1273 ГК РФ не допускает свободное воспроизведение произведений архитектуры в личных целях без согласия автора и выплаты ему вознаграждения. Или статья 1292 ГК РФ о праве доступа: в соответствии с ней "автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения". Закон наделяет архитектора и правом авторского надзора за осуществлением реализации его проекта. Это значит, что без согласия архитектора строительные изменения, достройки и перестройки не могут иметь места.
Комитет по архитектуре Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и ЮНЕСКО дает следующее определение произведениям архитектуры - это "здания и аналогичные сооружения, если они содержат оригинальные творческие элементы, как по форме, так и конструкции.... Таким образом, здание и на международном уровне признается объектом авторских прав.
Наконец, ввиду существования такого явления, как плагиат, то есть непосредственного копирования внешней формы здания, несправедливо игнорировать права автора на архитектурные объекты.
Закон наделяет архитектора и правом авторского надзора за осуществлением реализации его проекта. Это значит, что без согласия архитектора строительные изменения, достройки и перестройки не могут иметь места.
Создание, реализация и иное использование архитектурного произведения основываются на договорных отношениях, в которых обычно задействованы две стороны. Первая сторона - автор, которому предоставлено право защиты произведения и своей репутации. Никто не может без согласия автора изменять архитектурный проект, вносить дополнения в документацию для строительства по этому проекту и искажать итоговый объект. Вторая - заказчик архитектурного объекта, который вправе распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению, ведь он материально поддерживает создание произведения.
Понятно, что в зависимости от условий договора правовой режим произведения варьируется с точки зрения прав автора и собственника.
Часто архитектор и собственник связаны трудовыми отношениями. Большее число произведений создается авторами как раз в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей. Созданные таким образом произведения являются служебными. Анализ норм части 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ), регламентирующих правовой режим служебного произведения, позволяет выделить несколько проблемных моментов.
Одной из проблем является правильное определение содержания понятия «служебное произведение», определение границ его применения. Данный вопрос имеет не столько теоретическое, сколько важнейшее практическое значение. Без решения данного вопроса становится невозможным ограничение служебного произведения от круга иных произведений, создаваемых одним и тем же автором.
Важнейшим признаком служебного произведения в соответствии с п. 1 ст. 1295 ГК РФ является соответствие его обязательным требованиям, предъявляемым к объектам авторских прав, изложенным в ст.ст. 1257 и 1259 ГК РФ и последовательно разрабатываемым наукой гражданского права.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: Комментарии. Текст. Предметный указатель. - М.: Статут, 2013. - 352 с.
2. Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от 17.11.1995 № 169-ФЗ (в ред. от 19.07.2011). Ст. 20, п. 1.
3. Гаврилов Э. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности как права, связанные с личностью автора // Хозяйство и право, 2008, № 9. - С. 24-29
4. Мерзликина Р. О правовом статусе архитектурных произведений как объектов авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. № 1.
5. Слесарюк Н.В. Произведения архитектуры: соотношение со смежными объектами авторского права и вопросы соавторства // Право и экономика. 2012. № 9.
6. Хаутов Д.К. Архитектурная деятельность как объект авторского права // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2011. № 2.
7. Шестакова К.Д. К вопросу об объекте авторского права в области архитектуры // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. № 4.