Фрагмент для ознакомления
2
Спад интереса к чтению в последние годы наблюдается во всем мире, в том числе и в нашей стране. В первую очередь это характерно для подростков и молодежи, хотя именно для этих возрастных групп чтение выступает как значимый фактор социализации личности. По мнению ряда исследователей, основными причинами падения престижа чтения являются обилие информации, повышение скорости происходящих процессов, изменение способов освоения и восприятия информации, новые требования к образованию и уровню квалификации работающих, интенсивное развитие аудиовизуальной культуры.
Основные положения, направленные на развитие интереса к книге и чтению у подрастающего поколения и молодежи, отражены в «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной в 2017 году. В ней, как и в Национальной программе поддержки и развития чтения, утверждается, что целью ее реализации является «рост читательской активности (охвата и интенсивности) граждан – субъектов чтения, доведения ее до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа».
Целью данной работы является рассмотрение программ и инициатив в области поддержки и развития чтения, принятых в России.
1 Актуальность вопроса повышения читательской активности. Поддержка и развитие чтения библиотекой
По мнению С.Н. Плотникова[ Плотников С.Н. Читательская культура в России // Homo Legens. Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929–1995г.). М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 46–48], читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Другие специалисты считают, что одним из самых сильных факторов, влияющих на чтение, является всеобщее распространение аудиовизуальной культуры. Хотя, в отличие от аудивизуальной, информация, представленная в печатной форме, труднее усваивается и запоминается, но именно она, согласно В.П. Чудиновой, – основа любого процесса образования и самообразования. Аудиовизуальная информация, считает она, значительно легче осваивается и легкодоступна. Но она, как правило, представляет собой «мозаику» разрозненных и несистематизированных сведений, фрагментарна и полна стереотипов[ Чудинова В. П. Чтение детей и подростков в России: смена модели чтения // Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде / Рос. гос. дет. б-ка. М.: Школьная библиотека, 2004. 335 c.].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1)Гушул Ю. В., Шведько О. И. Поддержка и развитие чтения библиотекой в чрезвычайных ситуациях//РУМЯНЦЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2021. Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 1. Сост. Е.А. Иванова, редкол.: В.В. Дуда (председатель), Ю.С. Белянкин, Е.Н. Гусева [и др.]. Москва, 2021. С. 225-230
2)Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.: МОДЭК, МПСИ, 2008. 64 с.
3)О Концепции поддержки и развития чтения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018–2025 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Ханты-Манс. автоном. окр. – Югры от 19 янв. 2018 г., № 11-п //Официальное опубликование правовых актов : сайт. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8600201801240006 (дата обращения: 24.03.2024).
4)О Концепции поддержки и развития чтения в Алтайском крае на 2019–2024 годы [Электронный ресурс] : приказ М-ва культуры алт. края от 26 июня 2019 г., № 200 // Кодекс : электронный фонд правовых и нормативно-технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/561545566?ysclid=lnk2odntdw101647299 (дата обращения: 24.03.2024).
5)Об утверждении программы «Развитие и поддержка чтения в Нижегородской области на 2020–2025 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Нижегород. обл. от 10 июля 2019 г., № 439 // Архив Нижегородской области. URL: https://nn-gov.ru/doc/122754 (дата обращения: 24.03.2024)
6)Об утверждении комплексной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие библиотечного дела в Ямало-Ненецком автономном округе» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Ямало-ненец. автоном.окр. от 21 янв. 2022 г., № 42-П // Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: https://depcul.yanao.ru/documents/active/143142/ (дата обращения: 24.03.2024).
7)Об утверждении Плана мероприятий по поддержке и развитию чтения в Пензенской области на 2019–2024 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Пензен. обл. от 15 июля 2019 г., № 370-рП // Кодекс : электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs. cntd.ru/document/561425395?ysclid=lnk2yubqvy630431606 (дата обращения: 24.03.2024)
8)Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. 940 с.
9)Плотников С.Н. Читательская культура в России // Homo Legens. Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929–1995г.). М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 46–48
10)Региональная программа поддержка чтения в Волгоградской области «Развитие и поддержка чтения в Волгоградской области на 2022–2030 годы» [Электронный ресурс]: утв. Председателем ком. культуры Волгоград. обл. 01.112022 // Vounb.ru. URL: https://www.vounb.ru/Dokumenty/Программа%20 развития%20чтения_compressed.pdf?ysclid=lnk3re89mz131719327 (дата обращения: 24.03.2024)
11)Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2014. 119 с.
12)Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка: 180 000 слов и словосочетаний. М.: Альта-Принт, 2006. 1239 с.
13)Чудинова В. П. Чтение детей и подростков в России: смена модели чтения // Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде / Рос. гос. дет. б-ка. М.: Школьная библиотека, 2004. 335 c.
14)Ялышева В.В. Принятие и реализация региональных программ поддержки чтения в РФ//СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Материалы XVI Белорусско-Российской научной конференции. Москва, 2023. С. 608-614