Фрагмент для ознакомления
2
В семье ситуацию, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него «руки не доходят», родителю «не до него». Подросток часто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Следующие две шкалы замеряют степень удовлетворения потребностей ребенка, т.е. в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей подростка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечений), так и духовных (и прежде всего - в общении с родителями, в их любви и внимания).
При этом можно заметить, что исследуемой семье свойственно потворствование - родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание для них - закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель и т.п. Игнорирование потребностей подростка не наблюдается ни в одной семье.
Шкалы № 7 и 8 указывают на то, что ребенку нельзя делать. Они определяют, прежде всего, степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения.
В семье наблюдается чрезмерность требований - запретов. В этом случае ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Высказывания родителей отражают их страх перед любым проявлением самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, которые могут иметь место даже при незначительном нарушении запрета, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли подростка.
Рассмотрение результатов по шкалам № 9 и 10 дают представление о строгости наказаний, применяемых к ребенку родителями, за невыполнение семейных требований.
В исследуемой семье родители склонны обходится без наказаний или применять их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.
Неустойчивость стиля воспитания. Оценки по этой шкале позволяют говорить о резкой смене стиля воспитания, приемов воспитания в испытуемой семье. Они свидетельствуют о «колебаниях» родителей: от очень строгого стиля к либеральному и наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. При этом, родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают размах (частоту этих колебаний).
В результате рассмотрения первой группы шкал важно отметить, что устойчивые сочетания, формирующие типы неправильного воспитания в исследуемых семьях наблюдаются лишь частично.
Вопросы и задания:
1. Какие проблемы были диагностированы?
В семье можно говорить о воспитательной неуверенности родителей (ВН). Наблюдается чаще всего при таких нарушениях воспитания, как потворствующая гиперпротекция или пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель «идет на поводу» у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя ситуации «минимум требований - максимум прав».
2. О чем указывают результаты диагностики?
Типичная ситуация в такой семье - бойкий, уверенный в себе ребенок, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель. В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими чертами характера родителя. В других - существенную роль в формировании стиля семейного воспитания могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. Характерный признак таких родителей - доминирование в их высказываниях реплик с признанием массы ошибок, совершенных в воспитании. Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей, и находят довольно много поводов уступить им.
3. Разработайте рекомендации по коррекции детско-родительских отношений.
- Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
- Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
- Необходимо оставлять за ребёнком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
- Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны его натуре.
Задание 2.
К психологу обратилась замужняя женщина, проживающая с мужем, ребенком 12 лет и матерью мужа. Женщина жаловалась на изменение отношения к ней мужа. В общении с ней мужчина стал более агрессивным. Психолог принял решение изучить стиль общения между супругами. С этой целью специалист использовал опросник «Общение в семье» (авт. Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская). На основании диагностики психолог сформулировал заключение об особенностях реализации коммуникативной функции в семье. На основании заключения была разработана программа коррекционной работы с супругами.
Показать больше