Фрагмент для ознакомления
2
(1550-е годы), церковь Преображения в с. Острове под Москвой (вторая половина XVI в.), церковь-колокольня в Александровской слободе (1560-е годы), церковь Петра митрополита в Переславле-Залесском (1585 г.), церковь Покрова в Медведкове (1630-е годы).
Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.)-наиболее совершенный образец шатровой архитектуры. Поставленная на высоком берегу Москвы-реки и как бы вырастая из него, церковь органически связана с природным ландшафтом.
Кирпичные детали начинают занимать все большее место в архитектуре Москвы XVI в. Распространенные итальянцами в конце XV- начале XVI в. ордерные детали часто упрощаются и перерабатываются в соответствии с формой и размерами кирпича. Стены украшаются кирпичными узорами, поясками, квадратными нишками (ширинками)) и другими деталями. С большим мастерством и богатством декоративные детали применены в величайшем архитектурном произведении Москвы XVI в.-храме Покрова на Рву, получившем позднее название Василия Блаженного.
Покровский собор на Рву (1555- 1560 гг., архит. Барма Постник)- был построен в Москве на Красной площади в ознаменование взятия -Казани - оплота восточных татар. Композиция Покровского собора, преемственно связанная с рядом предшествующих типов мемориальных храмов - деревянных каменных, оказала большое влияние на развитие зодчества второй половины XVI-XVII в. Среди шатровых построек второй половины XVI в. следует отметить интересный тип храма "под колоколы" в Александровой слободе.
В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.
Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.
Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.
В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.
В 17 веке в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
Исторические источники
1. ЦИАМ, ф. 203, ф.1878, ф. 2124.
2. Труды митрополита Платона (Лёвшина). Платон (Левшин; митрополит Московский). «Азбука добродетели» (по изд. 1894г.) М., 2005.
3. Платон (Левшин; митрополит Московский). «Из глубины воззвах к тебе, Господи.» (сер. Богословское творчество русских святителей). М., 1996.
4. Православное учение, или сокращенная христианское богословие, с прибавлением молитв и рассуждения о Мельхиседеке. СПб., 1765.
5. Электронный ресурс - http://platon.bogoslov.ru/platon.html - дата посещения - 29.10.2018 г.
6. Труды свт. Филарета (Дроздова), митрополита Московского, мнения, отзывы и письма. М., 1998
7. Призовите Бога в помощь: Сб.писем/Сост. иерод. Никон (Париманчук). М.: Изд. Сретенского мон., 2008 -800 с.
8. Сочинения. Слова и речи. Т. 1 -5. М. Тип. А.И. Мамонтова и К, 18731875.
9. Филарета митрополита Московского и Коломенского Творения/сост. и вступит, слово свящ. М.Козлов. М.: Изд. «Отчий дом», 1994- 476 с.
10. О государстве. Тверь: Об-во Православной культуры «Благовест», 1992.
11. Мудрые советы святителя Филарета Московского М. Типо-лит.Ефимов, 1893.
12. Запись воспоминаний Низова В.П.
13. Запись воспоминаний Коненковой А.К.
14. Запись воспоминаний Филипповой A.M.
Научно-исследовательская литература
1. Архитектура в истории русской культуры. Выпуск 5. Стиль ампир. Антология. М.: Издательство: РОХОС, 2003.
2. Архитектура в истории русской культуры. Выпуск 6. Переломы эпох. Антология. М.: Издательство: КомКнига, 2005.
3. Б.В. Веймарн. Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая, издательство "Искусство" Москва 1960.
4. Баталов А. Л. Собор Покрова Богородицы на Рву: история и иконография архитектуры. М., 2016.
5. В.В.Згура «Коломенское. Очерк художественной истории и памятников».
6. В.В.Кавельмахер «К истории постройки именинной церкви Ивана Грозного в селе Дьякове».
7. Владимир Соловьев «Золотая книга русской культуры».
8. М.А. Анашкевич «Самые знаменитые храмы Москвы. История столицы России в ее святынях».
9. М.А.Аникст, В.С. Турчин «… В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры 17 – 19 веков».
10. Н.И.Брунов «Храм Василия Блаженногов Москве».
Фильмография
1. М.В. Волкова «Христианское искусство древней Руси»
2. Как строили храмы на Руси – Москва 24