Фрагмент для ознакомления
2
Дело в том, что автономный округ согласно Конституции РФ, является полноценным субъектом РФ. Это означает, что данный регион может иметь свои собственные органы власти независимые от региональных властей материнского региона.
В реалиях этот принцип вызывает острые споры им дискуссию на местах. Например, в Тюмени факт отдельного управления ХМАО и ЯНАО вызывает множество споров и противоречий. Руководство Тюмени желает взять под полный контроль подчинить их себе. Однако в данном контексте Конституция РФ охраняет интересы автономных округов и предлагает регионам договариваться о принципах совместного существования и управления.
К сожалению, данная ситуация далека от разрешения. Власти Тюмени желают полноценного объединения с автономными округами и полностью их контролировать. Сами округа желают сохранять свой автономный статус и входить полностью в состав Тюмени не хотят.
Для разрешения этой коллизии был предложен вариант заключения трехстороннего договора между сторонами спора. Это позволило разделить полномочия органов государственной власти между центром – Тюменской областью и автономными округами. При этом все виды власти в каждом регионе остаются самостоятельными и подчинены главам регионам – губернаторам.
Правовые аспекты разделения властных полномочий между регионом и автономными округами
В 2013 году в Тюмени состоялась церемония подписания Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа [1, с. 78].
Целью подписания является продление действия Договора между органами власти трех регионов, подписанного еще в июне 2004 года. В присутствии полномочного представителя президента РФ в УФО Игоря Холманских подписи под документом поставили главы трех субъектов РФ – губернаторы Владимир Якушев, Наталья Комарова и Дмитрий Кобылкин.
Тюменская область и автономные округа тесно связаны исторически сложившимися социально-экономическими взаимоотношениями. Взаимные интересы трех регионов, усиление интеграционных процессов в социальной сфере, организация длительных и прямых производственных связей между экономическими субъектами на территориях области и автономных округов обусловили в 2004 году заключение соответствующего Договора. Время показало высокую результативность его исполнения.
Зримые результаты действия Договора простираются на многие направления социально-экономической деятельности в регионах – от природоохранных мероприятий до строительства транспортной инфраструктуры и социально значимых объектов [4, с. 83].
Совместные усилия органов государственной власти трех регионов по реализации ряда инвестиционных проектов и решении социальных вопросов в целом приводят к устойчивому развитию всего Уральского федерального округа. Решение о продолжении тесного межрегионального сотрудничества поддерживается жителями Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Для того чтобы понять важность Договора между органами государственной власти трех субъектов РФ, необходимо обратиться к истории правового статуса Тюменской области. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации 1993 года и Уставом Тюменской области, принятым областной Думой 15 июня 1995 года.
Особенностью статуса региона является то, что в ее состав входят два равноправных субъекта Российской Федерации – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (образованы в декабре 1930 года). Округа территориально входят в состав области, но не являются ее административными единицами и остаются полноправными субъектами Российской Федерации [5, с. 86].
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года, вхождение автономных округов в состав области по смыслу части 4 статьи 66 Конституции РФ означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономные округа, будучи равноправными субъектами Российской Федерации, одновременно составляют часть другого субъекта Российской Федерации – области. При этом территории и население автономных округов являются составными частями единой территории и населения области [3, с. 89].
При этом во всех трех частях «большой» Тюменской области разделены бюджеты, финансовые потоки, органы прокуратуры, МВД.
Основой для единства поступательного социально-экономического развития области и автономных округов в такой правовой ситуации стал Договор между органами госвласти Тюменской области и автономных округов. В частности, в статье 3 Устава Тюменской области предусматривается, что «разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти области и органов государственной власти автономных округов осуществляется Договором между органами государственной власти области и органами государственной власти автономных округов».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Логинова О.В. Проблема разделения власти между регионом и автономными областями, входящими в его состав. Монография. – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2017 – 485 с.
2. Жилина Е.Ю., Богданова В.М. Разделение властных полномочий на примере Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. – Екатеринбург: Фортуна, 2016 – 553 с.
3. Калиниченко И.Б., Демидова В.П., Леонтьева И.О. Взаимодействие системы органов власти и управления Тюменской области и ХМАО и ЯНАО. – Нижний Новгород: Триумф, 2016 – 327 с.
4. Морозов П.И., Денисов А.В. Об опыте развития форм и методов упрочнения единства Российской Федерации на примере автономных округов, входящих в состав Тюменской области. – Монография. – Калининград: Федеральный Балтийский университет имени И. Канта, 2017 – 461 с.
5. Новожилова А.М., Нестерова С.О. Исполнительная власть в современной России. – Воронеж: Красный Луч, 2016 – 382 с.