Фрагмент для ознакомления
2
исполнительной и законодательной власти. Нередко представители исполнительной власти гласно или негласно поддерживают партию власти в противовес системной и несистемной оппозиции. Несмотря на это надо признать, что в данном случае административное давление проявляется в меньшей мере, чем при выборах в Государственную Думу Российской Федерации .
Вероятно, здесь играет роль отсутствие пристального внимания со стороны федерального центра к выборам в региональные законодательные органы власти. И все же данная проблема существует, и постоянно озвучивается оппозиционной прессой. Фактически перед нами нарушение правового пространства для граждан Российской Федерации, имеющих полное право осуществлять законодательную власть через своих выборных представителей.
Непростыми можно назвать и взаимоотношения органов исполнительной и законодательной власти с внесистемной оппозицией и общественными организациями. Некоторые из подобных общественных движений исполнительная власть должна контролировать в рамках наведения общественного порядка. Однако и в этом случае не наблюдается последовательной политики, осуществляемой вместе с региональными законодателями.
Отсутствует и такая важная составляющая политического процесса на региональном уровне как контроль законодательной власти над исполнительной, и наоборот. Контрольно-финансовые органы на региональном уровне часто не обладают необходимыми полномочиями. В итоге прозрачность деятельности исполнительной и законодательной власти сама по себе представляет неразрешимую в российских реалиях проблему.
Можно заметить, что органы законодательной и исполнительной властей наделены правом законодательной инициативы не в равной степени, т.к. федеральные органы исполнительной власти в данный перечень не включены. Однако Правительство РФ наделено функцией, так, скажем, представительства. Министерства, ведомства и другие органы могут разрабатывать план законопроекта, который впоследствии будет представлен Правительством РФ на рассмотрение депутатами Государственной Думы.
Так, согласно статистике на 2015 год из 364 предложенных на рассмотрение Государственной Думы законопроектов 157 было разработано федеральными органами исполнительной власти. При такой системе, когда органы различных ветвей власти имеют право вносить законопроект, уменьшается риск узурпации власти одним лишь органом законодательной власти .
Можно считать это аспектом проявления системы «сдержек и противовесов». Другим ее аспектом можно назвать, например, возможность Правительства Российской Федерации направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах, которые подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.
Согласно ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат. Это свидетельствует о том, что мнение исполнительной власти не может остаться незамеченным и неучтенным.
Другой причиной необходимости взаимодействия, помимо «сдержек и противовесов», является то, что исполнительная власть, как ветвь, непосредственно проводящая государственную политику и реализующая написанные буквой закона положения в жизнь, должна иметь четкое представление о разрабатываемом законопроекте, знать его плюсы и минусы для своевременной их корректировки. Законопроект должен соответствовать принципу целесообразности, отвечать нуждам государства и общества. Стремление органов исполнительной власти активно участвовать в решении
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.12.1998. № 52. Ст. 6447.
3. Власова И.Э. Взаимодействие исполнительной и законодательной власти в региональных политических процессах // Аспирантские тетради сборник научных статей. Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». 2018. С. 28-32.
4. Замесова Я.С. Проблемы взаимодействия законодательной и исполнительной власти: аспекты законотворчества // IV студенческий юридический форум: сборник докладов и тезисов выступлений участников: в 4 т. 2017. С. 99-101.
5. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.