Фрагмент для ознакомления
2
деятельности или «перехват» некоторых функций у других властей .
Такие действия, как выход органа государственной власти за пределы своих полномочий, так же как и неосуществление их в надлежащих случаях, является неправомерным, незаконным действием.
Основным документом, определяющим процесс взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей, а также Президента, в России является Конституция РФ , в которой содержатся основные и важнейшие направления такого взаимодействия. В ст. ст. 10 и 11 Конституции РФ закрепляется всемирно известная теория разделения властей и принцип ее функционирования. Однако на практике реализация данных статей наталкивается на проблему несбалансированности взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти и особой роли Президента РФ в данных отношениях. Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственная власть осуществляется перечисленными в ней федеральными органами государственной власти. Однако Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, что подтверждает его статус главы государства. С учетом предусмотренных статьями 83, 84, 86, 87, ч. 3 ст. 115 Конституции РФ полномочий и возможности влиять на иные ветви власти и в первую очередь на исполнительную в лице Правительства РФ, получается, что баланс «сдержек и противовесов», содержащийся в ст. 10 Конституции РФ, нарушен в сторону Президента РФ.
Взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти регламентируется статьёй 23 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которой законодательные, исполнительные и судебные органы власти субъекта Российской Федерации должны самостоятельно осуществлять свои полномочия. Данные положения закреплены в статье 10 Конституции РФ. Наряду с этим, указанная статья регламентирует обязательное направление в законодательный орган власти субъекта нормативных правовых актов, принимаемых органами исполнительной власти и её высшим должностным лицом.
Представители органов государственной власти вправе присутствовать на заседаниях друг у друга и высказывать свое мнение по рассматриваемым вопросам.
Законодательные органы, согласно статье 11 Конституции, представлены Федеральным Собранием Российской Федерации, которое является двухпалатным законодательным органом. Правовой статус данного органа государственной власти закреплен непосредственно в Конституции Российской Федерации, нормы которой устанавливают состав, общий порядок формирования компетенции данного органа, систему сдержек и противовесов при его функционировании.
Основным критерием, который помогает установить место законодательного органа в общей системе органов государственной власти, является его способность взаимодействовать с другими органами, влиять на них и, в свою очередь, подвергаться влиянию с их стороны.
Так, согласно нормативным предписаниям, установленным Конституцией, Президент активно участвует в законодательном процессе путем подписания и обнародования законов, а также используя «право вето»; Президент обладает правом роспуска Государственной Думы - нижней палаты Федерального Собрания.
В свою очередь, Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента РФ, а Федеральное Собрание обладает возможностью отрешения Президента от должности. Также Федеральное Собрание взаимодействует с Правительством РФ, как осуществляя назначение председателя Правительства, так и путем тесного сотрудничества при составлении бюджета страны, осуществляя контроль над исполнительной ветвью власти путем проведения парламентских слушаний и выражения недоверия Правительству .
Законодательный орган наделен полномочиями по принятию решения о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решения о недоверии либо доверии руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том случае, если в соответствии с основным законом субъекта законодательный (представительный) орган государственной власти принимал участие в назначении указанных лиц на должность.
Особой формой взаимодействия законодательной и исполнительной властей является предусмотренная ст. 117 Конституции РФ ответственность Правительства РФ перед Государственной Думой. Еще одной сферой, в которой пересекается деятельность исполнительной и законодательной властей, является активная нормотворческая деятельность Правительства РФ.
Кроме того, взаимодействие законодательной власти с исполнительной проявляется в том, что первая приобрела контрольные функции. Это привело к появлению различных форм парламентского контроля: финансовый контроль, парламентские слушания, парламентские расследования, депутатские вопросы и запросы, отчеты Правительства, выражение ему недоверия или отказ в доверии, представление ежегодных отчетов Правительства РФ перед Государственной Думой.
Считаю уместным отметить тот факт, что закреплённая в правовой форме и функционирующая на практике система взаимного контроля делает сотрудничество законодательной и исполнительной власти эффективным.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. N 42. Ст. 5005.
3. Кравцова Е.А. Правовое положение законодательных органов в системе разделения властей: история и современность // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 67-70.
4. Нежлукченко О.П. Особенности конституционно-правового статуса законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2016. № 22. С. 120-127.