Фрагмент для ознакомления
2
главу 4, которая носит название «Взаимоотношения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации».
В данной главе подчеркивается, что на основании принципа разделения властей все органы государственной власти субъекта при осуществлении своих полномочий самостоятельны, и в то же время устанавливается необходимость взаимодействия различных ветвей власти в целях «эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения» (п. 2 ст. 23 закона № 184-ФЗ). Нормами указанной главы устанавливаются обязанность высшего должностного лица субъекта направлять акты органов исполнительной власти в законодательный орган субъекта, и право органов законодательной власти обратиться в органы исполнительной власти с предложениями об изменении или отмене данных актов. Аналогичное право имеется у высшего должностного лица субъекта в отношении актов, принимаемых законодательным органом субъекта.
Среди нововведений закона можно отметить, как эти ни странно, существенное ограничение субъектов РФ в регулировании полномочий по собственным предметам ведения.
Так, Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» описывает 72 полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым этими органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта (за исключением субвенций из федерального бюджета) и 31 вид объектов региональной собственности. Но одновременно в законе практически отсутствует детальное регулирование собственных полномочий субъектов РФ. С одной стороны, это можно рассматривать как признание полной свободы регионов по данным вопросам. Но в условиях современной Российской Федерации такой подход следует признать несовершенством данного федерального закона.
Кроме того, нормативный акт не раскрывает механизмов взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ с федеральными органами исполнительной власти, а также их территориальными органами. В тоже время он предусматривает ответственность, вплоть до досрочного прекращения полномочий, для органа или должностного лица, допустившего в пределах своих полномочий существование нормативного правового акта, признанного противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам .
Следовательно, указанный федеральный закон находится в противоречии с положениями Конституции РФ о пределах вмешательства Российской Федерации в сферу организации государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, со ст. 72 Конституции, определяющей установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, которые относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. 2), и ст. 77, устанавливающей, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Так или иначе, но в результате в 2007 году, в соответствии с процедурой, установленной Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», был утвержден только один договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. Этот договор также касался отношений Российской Федерации и Республики Татарстан, но, в отличие от предыдущего договора 1994 г), он уже не содержал норм, явно противоречащих Основному закону. Впрочем, в настоящее время и данный договор прекратил свое действие в связи с истечением срока, а федеральные власти заявили о нецелесообразности разработки нового договора, несмотря на возмущение отдельных представителей общественности Татарстана.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. О разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и Республикой Татарстан: договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. // Рос. газета. 1994. 17 февр.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005.
4. Жукова С.М. Административно-правовой механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ // Труды Оренбургского института Московской государственной юридической академии. 2018. № 3. С. 18-26.
5. Забайкалов А.П., Дёшин А.А. Конституционно-процессуальная ответственность как разновидность процессуальной ответственности // Черные дыры в Российском законодательстве. 2017. № 3. С. 19-23.
6. Климовская М.К. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации // Достижения науки и образования. 2018. № 2 (24). С. 47-49.
7. Остряков В.Э. Отдельные проблемы разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ // Вестник современных исследований. 2018. № 5.2 (20). С. 512-515.
8. Тихомирова Л.А. Договорный порядок регулирования отношений РФ и ее субъектов по предметам ведения и полномочиям // Законодательство. 2016. № 5. С. 62-65.
9. Шауро И.Г. Цели государства и его геополитическое назначение // Черные дыры в Российском законодательстве. 2017. № 5. С. 8-10.