Фрагмент для ознакомления
2
Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта.
Различают такие уровни психологического анализа инновационной системы образования, как общество, организация, личность.
Инновационные процессы в образовании необходимо рассматри-вать в комплексе его социальной обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, её социальную направленность [2].
В конце ХIХ в. понятие «инновация» появляется в культурологи и этнографии при описании явлений культурной диффузии (трансфера), когда феномен из одного культурного ареала распространяется в другие, где выступает не как лежащий в культурной традиции, а как культурная (языковая) инновация, в той или иной форме ассимилируемая в сложившейся культуре.
Инновация — всегда вырывание из естественного хода вещей, из инерции естественного хода и сцепления причин и действий (включая в естественный ход вещей и человеческую психику, чувствительность, культурно-механизированные и ценностные связки).
В инновация как нечто новое не может быть связанной с массовым явлением, поскольку при рождении она обычно уникальна и оригинальна. Новшество, созданная реальность — это половина дела, главное, внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т. е. осуществить инновационный процесс и получить положительный результат.
Именно поэтому столь активно сегодня в психологической литературе рассматриваются социально-психологические факторы, оказывающие влияние на успешность внедрения нововведений.
Задачей исследования ряда психологов являлось вскрытие тех психологических механизмов, которые лежат в основе принятия или отторжения инноваций. Ведь на успешность реализации нововведений влияют не только объективные, но и субъективные факторы. Исследователи указывают на такие из них, как внутренний настрой потребителей нововведений на инновационную деятельность, желание активно в ней участвовать и оказывать всяческое содействие инновациям, или, напротив, неприятие нововведений, безразличие и противодействие.
Долгое время одним из ведущих направлений социально-психологических исследований нововведений являлось изучение феномена психологического барьера перед нововведениями.
В теоретическом плане исследователями были предложены объяснительные модели, раскрывающие сущность данного феномена. Например, А. И. Пригожин одну из составляющих психологического барьера перед новым определяет как силу «привычки, нежелание менять устоявшийся стандарт поведения, боязнь неопределенности» [2;55].
Некоторые авторы понимают под психологическим барьером субъективные переживания трудностей в деятельности человека. Другие связывают психологический барьер с препятствиями, мешающими нормальному протеканию процесса адаптации субъекта. Названные характеристики не позволяют выделить специфические особенности психологического барьера перед новым по сравнению с другими формами барьеров: информационным, коммуникативным.
Для инновационного процесса наиболее важны инноваторы — социально активный элемент общества, который своей инициативностью вносит в нашу действительность конструктивную новизну. А. И. Пригожин считает, что «творчески мыслящие и действующие люди есть главное богатство любого народа. И отношение к ним, как провозглашаемое, так и фактическое, есть характеристика прогрессивности общества, шанс на его успех в международном соревновании».
Опираясь на термины множества исследователей, мы сводим данное понятие к следующему: инновационный потенциал личности представляет собой совокупность личностных качеств, способствующих принятию нестандартного решения с помощью имеющихся возможностей личности, а также, что особенно важно, внедрению и применению этого решения.
Инновационный потенциал — это ресурс личности, который характеризует не только инновационные способности (потенциал личности в целом является более широким понятием, чем ее способности), но и возможности их реализации вне зависимости от требований культуры и социума.
Проблемой инновационного потенциала личности в науке занимались многие современные авторы. Среди них можно отметить труды Томской психологической школы, В. Е. Клочко по самореализации личности в рамках системного подхода [3], а также публикации С. Р. Яголковского [4].
Акцентируя внимание на инновационном потенциале в контексте анализа его составляющих, следует отметить, что практическая психология обнаруживает недостаток представлений о способах диагностики и описания структуры инновационного потенциала личности, а также методического обеспечения его исследования. Отсутствуют эффективные способы анализа инновационных ресурсов не только в профессиональной, но и в личностной
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2016 г.– с. 492.
2. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский//Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень: 2015. – с. 8.
3. Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании/ Н.И. Ерофеева //Народное образование.–2014.–№ 5.– с. 96
4. Карпова Ю. А. Инновации, интеллект, образование. Монография. М., 2012