Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования состоит в том, что среди правоприменительных органов особое место занимают органы конституционного контроля. Их ключевое положение в системе формирования институционально-правовой среды экономической деятельности обусловлено двумя факторами.
конституции большинства стран достаточно много внимания уделяют экономической сфере. Россия не исключение. Базовые ценности и принципы рыночной экономики: защита права собственности, свобода экономической деятельности, защита конкуренции, единое экономическое пространство и т. д. - имеют конституционное происхождение и служат основой и ценностными ориентирами для экономического развития Российского государства.
особенностью органов конституционного контроля в процессе толкования конституций является нахождение баланса между интересами разных социальных групп, между государственным принуждением и индивидуальной свободой, между необходимостью поддерживать стабильные общественные отношения и потребностью в общественном развитии. Поскольку интересы социальных групп в демократическом государстве меняются, определение баланса интересов с одновременным обеспечением незыблемости и действенности конституционных принципов и ценностей - задача, неизменно стоящая перед конституционной юстицией.
Незыблемость основополагающих конституционных принципов является залогом создания «длинных» правил, ориентированных на долгосрочное действие и обеспечивающих устойчивость и предсказуемость правового регулирования. Адаптация конституции (путем толкования) к изменяющимся социальным и экономическим условиям в свою очередь стимулирует экономическую инициативу и формирует предпосылки для развития страны, в том числе для технологической и социальной модернизации. Стабильный и гарантированный государством правопорядок, ориентированный в то же время на свое совершенствование, стимулирует предпринимательскую и инвестиционную активность и таким образом способствует расширению рынков сбыта, привлечению капитала, обновлению парка промышленного оборудования. Напротив, нестабильные, неэффективные или не обеспеченные государственной поддержкой институты тормозят экономическую активность, поскольку повышают уровень неопределенности и риска и соответственно уменьшают степень свободы индивидов.
Конституция призвана поддерживать баланс не только между интересами различных социальных слоев, между властью и свободой, но и между сохранением традиционных институтов, с одной стороны, и модернизацией - с другой, обеспечивая преемственность поколений и вместе с тем общественный прогресс. Именно органы конституционного контроля, наделенные прерогативой толкования конституционного текста, играют здесь решающую роль.
Показательна в данном аспекте деятельность Конституционного Суда РФ. Во многих решениях Суд подчеркивает важность стабильного правового регулирования, ясности и недвусмысленности формулировок правовых норм, соблюдения конституционных гарантий экономических прав; необходимость обеспечения баланса интересов между социальными слоями и коалициями, между публичными и частными интересами. Модернизацию экономики и повышение жизненного уровня населения невозможно осуществить без уяснения того очевидного обстоятельства, что социально-экономическая сфера, как никакая другая, крайне остро реагирует на несоблюдение баланса интересов - бизнеса и власти, труда и капитала, мелкого и крупного предпринимательства, наемных работников и работодателей, нуждающихся в социальной помощи и трудоспособного населения и т. д. ... Важнейшее место занимают в этом ряду правовые, в особенности конституционно-правовые, средства гарантирования экономической свободы в ее оптимальном балансе с политической властью.
Необходимо сказать о подходе Конституционного Суда к пониманию права собственности как одного из ключевых субъективных прав, лежащих в основе функционирования всей национальной экономики страны. В постановлении от 14 мая 1999 г. № 8-П Суд указал, что меры, связанные с ограничением права собственности, «должны отвечать требованиям
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. От 14.12.2015) «О Конституционном Суде Российской Федерации».
3. Волков Р.Н. Понятие конституционного контроля в современной российской науке //Законность в современном обществе. 2016. №29.
4. Гасанова К.К, Линев А.Н. Общественный контроль как способ реализации прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений// Вестник Московского Университета МВД России. 2014. №3.
5. Нерсесянц, В. С. Конституционно-правовой контроль / В. С. Нерсесянц. - М.: Юрид. лит., 2010. - 146 с.