Фрагмент для ознакомления
2
ДОМ ВОСПИТАНИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОГО ОБЩЕСТВА
1. Характеристика типа образовательного/ учебного/воспитательного учреждения
Учреждён указом от 19 ноября 1819 г. под названием Дом воспитания бедных детей на базе Дома воспитания и призрения бедных при Императорском человеколюбивом обществе.
Открыт 10 марта 1820 г. для призрения и образования мальчиков-сирот и мальчиков из бедных семей всех свободных сословий. Готовил воспитанников к получению образования в высших училищах, к занятиям ремёслами и гражданской службе. В 1822 году учебная программа была реформирована с целью подготовки учителей и деятелей науки, а выпускники высшего класса получили право обучения в Санкт-Петербургском университете.
По уставу от 3 июня 1869 г. получил наименование -Дом воспитания Императорского человеколюбивого общества-. Представлял собой классическую гимназию. Перешёл в ведомство Министерства народного просвещения. Высочайшим указом от 10 июля 1872 г. преобразован в Гимназию Императорского человеколюбивого общества.
2. Основные этапы развития/модернизации/реформирования образовательного учреждения
В 1817 году Совет Императорского Человеколюбивого общества решил открыть -Дом воспитания и призрения бедных- для бедных мальчиков, в особенности круглых сирот, и для мужчин-инвалидов и стариков без различия званий и исповеданий.
Через два года такое совмещение было найдено неудобным, и это благотворительное учреждение было преобразовано в учебное начальное заведение под названием -Дом воспитания бедных детей- с -целью дать призрение и образование для поступления в гражданскую службу, к канцелярским и счётным должностям и конторским занятиям: счетоводству на заводах, фабриках и в домах русского купечества-, следовательно, предполагалось готовить мелких клерков, или - как их тогда называли - -стрекулистов-. В высочайше утверждённом 19 ноября того же года Положении была указано благая цель учреждаемого училища: -Спасать беспомощных детей от угрожающей им праздной жизни и развращения нравов, образуя из них христиан, угодных Богу и граждан, полезных Отечеству-.
Для Дома воспитания в 1817 году у действительного статского советника Даниила Масальского, директора Училища корабельной архитектуры, за 100 тысяч рублей ассигнациями купили каменное трёхэтажное здание на Крюковом канале близ Кашиного моста. Его перестройкой и приспособлением занимался известный петербургский архитектор В. П. Стасов. Он украсил главный фасад пилястрами, во дворе выстроил жилой флигель. Постройка флигеля, служб и первоначальное Дома воспитания обошлось в сумму около 100 500 рублей ассигнациями.
Первоначальный штат должностных лиц Дома воспитания состоял из директора, двух его помощников и эконома. Эти лица составляли Правление. 10 апреля 1819 года первым директором -Дома воспитания был назначен статский советник Иван Андреевич Петров, председатель Попечительского комитета о бедных Императорского человеколюбивого общества.
В феврале 1820 года были приняты на полное содержание 100 мальчиков от 6 до 10 лет разных национальностей, сословий и вероисповеданий. Это были малоимущие дети, сироты и полусироты. Они были распределены по возрастам в 2 класса. Учебная программа была рассчитана на четыре года - по два года в каждом классе.
10 (23) марта 1820 года в час пополудни состоялось торжественное открытие Дома воспитания. С 20 марта того же года учебная часть была возложена на трёх приходящих учителей (по найму). Нравственное воспитание и домашний надзор за воспитанниками был поручен помощнику директора Мартыну Пилецкому-Урбановичу, бывшему гувернёру Царскосельского лицея.
В низшем классе положено было обучать русской грамматике, первым четырём правилам арифметики и чистописанию; в высшем же классе продолжать курс грамматики, совершенствуя учащихся в познании по арифметике и наиболее стараясь достигнуть чистого и красивого почерка. Становление программы по Закону Божию и Священной истории в обоих классах было предоставлено законоучителю. Воспитанники учились по 8 часов в день, по 4 двухчасовых урока. Ежемесячно, в присутствии директора, помощником его и учредителями производились испытания воспитанников, а по окончании учебного года - годичный экзамен.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Рогушина Л. Г. Императорское Человеколюбивое общество // Благотворительность в России. 2002. СПб., 2003. С. 290-302
2. Соколов А. Р. Благотворительная деятельность «Императорского Человеколюбивого общества» в XIX веке // Вопросы истории, 2003 № 7
3. Ульянова Г. Н. Благотворительность в российской империи: XIX – начало ХХ вв. СПб., 2005. С. 192-207.