Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1.1 Федеральный уровень государственной политики РФ по расселению и ликвидации аварийного жилищного фонда 4
1.2 Региональный уровень государственной политики РФ по расселению и ликвидации аварийного жилищного фонда 9
1.3 Проблемы в сфере расселенияю и ликвидации аварийного жилищного фонда 10
Заключение 13
Список источников 15
Фрагмент для ознакомления
2
Согласно этому же Указу, Правительство РФ при разработке национального проекта в сфере жилья и городской среды должно ориентироваться на достижение к 2024 г. следующих целей:
- обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
- создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством [5].
Аналогичные цели указывает Правительство РФ, говоря о национальном проекте «Жильё и городская среда», в «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года»[6].
Правительством РФ была принята государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ» Постановлением от 30.12.2017. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ обозначено в качестве ответственного исполнителя программы, а указанный для реализации программы срок – период 2018 – 2025 годы.
В данной программе можно обнаружить те денежные суммы, которые государство планирует потратить на выполнение программы и те, которые уже потратило в предыдущие годы. Также - цели программы в виде количества квадратных метров вводимого в эксплуатацию жилья. Например, в 2017 году было введено 79, 2 млн. кв. метров, а целью программы является увеличение годового объёма ввода жилья до 120 млн. кв. метров в 2024 году. В качестве одной из целей в программе обозначено расселение в 2019 – 2025 годах 12, 42 млн. кв. метров жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
Как отдельное мероприятие в программе обозначено «Восстановление и (или) проведение капитального ремонта жилищного фонда (переселение граждан из жилищного фонда), повреждённого (признанного непригодным для проживания) вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» со сроком – 2018 год [7].
Отвечает перечисленным целям и национальный проект «Жильё и городская среда», утверждённый заседанием президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018. Он включает в себя несколько федеральных проектов: «Ипотека», «Жильё», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Как видим, последний из них прямо относится к рассматриваемой теме.
Он ставит цель к 31.12.2024 сократить непригодный для проживания жилищный фонд с расселением не менее 9,56 млн. кв. м. аварийного жилищного фонда и расселить не менее 530,8 тыс. человек[8].
Обозначенные сроки для реализации нацпроекта – октябрь 2018 года – 2024 год.
Помимо повторения целей обозначенной выше программы, нацпроект приводит ряд статистических данных, связанных с его целями и задачами.
В марте 2019 целью контроля выполнения субъектами РФ в 2019 – 2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 01.01.2017, были утверждены целевые показатели реализации таких программ, установлен порядок предоставления субсидий в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2019 – 2021 годах. Для каждого субъекта в отдельности были установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда и численность подлежащих переселению граждан.
На проведённом Дмитрием Медведевым совещании с вице-премьерами 25.03.2019 Виталий Мутко отметил, что Министерство строительства выступает организатором работы по расселению аварийного жилья, а оператором был выбран опытный в данном вопросе Фонд содействия реформированию ЖКХ.
В ноябре 2018 года срок действия Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства был продлён до 01.01.2026. Также были уточнены некоторые аспекты предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Оценку всех перечисленных мер и программ проведём в заключении работы, а пока обратимся в европейскому опыту, потому что износ жилого фонда – проблема не только нашей страны.
Европа уже накопила немалый опыт реновации панельного и блочного жилья и приведения его к современному стандарту качества. Данный процесс может представлять собой как простую замену окон и дверей, утепления фасадов, так и прибавляющими полезную площадь надстройки и достройки. Страны Европейского Союза уже осознали, что подобные меры дешевле и быстрее нового строительства. Примеров такой «переделки» панельных пятиэтажек довольно много в Германии. Несколько примеров работы по той схеме можно найти и в Москве, причём проведена она была на средства жителей и без отселения.
При старении индустриального жилья проблема переходит из сферы ЖКХ в сферу архитектуры и политики. В 2017 году главная европейская архитектурная награда – Премия Миса ванн дер Роэ – была вручена голладскому архитектурному бюро NL architects за реновацию одного из корпусов жилого корпуса Кляйбург в Амстердаме. Сам жилой комплекс находится в районе Бейлмермеер и представлял собой в конце 60-х – начале 70-х визитную карточку программы социального жилья. К концу века его постигли те проблемы ветхого жилья, о которых мы говорили в начале работы – обветшание, как общий износ, частичное опустение и превращение в крайне неблагоприятное в социальном плане место. Фактом, который запустил начало обновления жилого комплекса – падение на два дома
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
[1] Фролов В.И., Агафонов А.Ю. Особенности выявления и ликвидации аварийного жилищного фонда // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. С. 251 – 257.
[2] «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 22.01.2019) // Российская газета, N 1, 12.01.2005.
[3] Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2018) // Российская газета, N 162, 27.07.2007.
[4] Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» // Российская газета, N 102, 09.05.2012.
[5] Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета, N 97, 09.05.2018.
[6] «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (утв. Правительством РФ 29.09.2018) // http://static.government.ru/media/files/ne0vGNJUk9SQjlGNNsXlX2d2CpCho9qS.pdf (дата доступа 24.03.2019)
[7] Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // http://pravo.garant.ru/document?id=71749507&byPara=1 (дата доступа 24.03.2019)
[8] «Паспорт федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 N 3) // СПС Консультант Плюс, 2019.
[9] Токарев Н. Микрорайон Бейлмермеер: как обновляют жилье в Европе. (https://www.forbes.ru/biznes/345673-mikrorayon-beylmermeer-kak-obnovlyayut-zhile-v-evrope)
[10] Постановление Администрации Волгоградской области от 8 февраля 2016 г. N 46-п Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Обеспечение доступным и комфорным жильём и коммунальными услугами жителей Волгоградской области» // СПС Консультант Плюс, 2019.
[11] Кировские активисты ОНФ обратились в прокуратуру по факту проведения капремонта аварийных домов в Омутнинске (https://onf.ru/2019/03/25/kirovskie-aktivisty-onf-obratilis-v-prokuraturu-po-faktu-provedeniya-kapremonta-avariynyh/)