Фрагмент для ознакомления
2
Данный доклад будет посвящён рассмотрению конфликтов категории ребёнок-ребёнок, их видам, причинам и путям разрешения. В детстве человек впервые сталкивается с конфликтом. По всей видимости, это связано с тем, что уже в дошкольном возрасте отношения очень сложны, многоплановы и составляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. О сложности этих отношений и необходимости их изучения говорили многие исследователи, например, А.С. Залужный, Е.К. Аркин, А.П. Усов, А.И. Аржанова, Е.И. Кульчицкая, Т.А. Репина, B.C. Мухина, и другие. Так, по мнению Я.Л. Коломенского, с момента попадания ребёнка попадает в группу сверстников, то его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать вне взаимоотношений с другими членами группы, так как на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности. Несмотря на очевидную важность отношений ребенка со сверстниками существует явная недооценка роли детского социума в формировании личности ребенка. Окружающая социальная ситуация (имеется в виду непосредственное окружение ребенка) в большинстве случаев состоит не только из взрослых, но и включает сверстников, особенно в условиях нашей социальной образовательной системы. Именно недооценка собственно детских интимных, межличностных отношений приводит к тому, что в большинстве случаев исследователи их упускают, что приводит к отсутствию системных исследований осложнениям в межличностных отношениях детей и глубоким внутренним конфликтам. В этой связи только изучение и анализ особенностей детских взаимоотношений и специфики осложнений в них, приводящих к конфликтам категории ребёнок-ребёнок в них, создаёт реальный методический арсенал средств, помогающих управлять конфликтами между детьми и своевременно их предотвращать с целью установления полноценных взаимоотношений между всеми детьми в коллективе. Специфика общения детей со сверстниками существенно отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более эмоциональны,
сопровождаются руководящим тоном голоса, криком, давлением и смехом. В отношениях с детей с детьми нет строгих правил и предписаний, которые присутствуют в общении со взрослыми, ребёнок сам моделирует ситуацию, так как социальные роли в общении ребёнка с ребёнком в основном не иерархичны. Для ребенка гораздо важнее самовыражаться, чем слушать друга, поэтому часто вербальное общение не даёт положительного результата - разговоры часто не срабатывают, потому что каждый из собеседников говорит о своем, зачастую не слушая, а перебивая друг друга. Несмотря на развитие контактов со сверстниками и потребность в них, конфликты между детьми в любой период детства возникают. В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликта является обращение с другим ребенком как с неодушевленным предметом и неспособность играть, даже когда игрушек достаточно. Дошкольникам особенно важно проявить себя, и даже в чем-то превзойти друга. Ему нужна уверенность в том, что его замечают и считают лучшим. А среди детей малыш должен доказать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстниками, но сравнение очень субъективное, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как объект сравнения с самим собой, поэтому сверстник и его личность не замечаются. Интересы одного возраста часто игнорируются. Малыш замечает другого, когда начинает его беспокоить. И тут же получает суровую оценку, соответствующую характеристике. Он ожидает одобрения и похвалы от сверстника, потому что не понимает, что другой требует того же, дети редко хвалят или одобряют друга, кроме того, они плохо осведомлены о причинах поведения других — другой ребенок такой же человек со своими интересами и потребностями. К 5-6 годам количество конфликтов становится значительно меньше. Для ребенка становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстников. Дети часто говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание, что товарищи могут быть другого класса игры, хотя они все равно дерутся, и часто дерутся. Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка связано с тем, что именно при общении со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применения на практике усвоенных норм поведения по отношению к другим людям, адаптации норм и правил к различным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей постоянно возникает ситуация, в которой от ребёнка требуется осознанная координация действий, проявления доброй воли, умения отказаться от личных желаний ради достижения совместной цели. В силу отсутствия жизненного опыта и опыта общения дети не всегда находят правильные способы поведения.
Таким образом, кажущийся отход от реальности в игре на самом деле строгое следование логике этой реальности. И по мере того, как мир взрослых с его связями и конфликтами отношений проникает в игру, он вовлекает ее в усвоение образов, действий, ценностей и норм поведения, необходимых для формирования личности и нравственных представлений. Помимо сюжета, в игре присутствует и другой вид отношений. Не менее реальны для ребенка, тесно связанные с уже упомянутыми, хотя и лежат в совершенно другой плоскости, и обеспечивают «деловую» часть, связанную с подготовку или перестройкой игрового процесса: выбор сюжета, распределение ролей, определение необходимых атрибутов и их подготовка. Их содержание соответствует понятию «деловые отношения», так как позволяет, по сути, отличать эти отношения от чисто игровых, сюжетных. Чтобы разобраться в ложном мире детских взаимоотношений и конфликтов необходимо изучить их межличностную характеристику, то есть симпатии, антипатии, безразличное отношение, которые достаточно стабильно сформированы уже к дошкольному возрасту. Специальные методические приемы позволяют выяснить, что межличностные отношения дошкольников представляют собой устойчивую систему, включающую свою структуру и динамику и имеющую совершенно иное содержание по сравнению с ролевыми и деловыми отношениями. Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которого разворачивается конфликт, позволяет перейти к его описанию и анализу. Обратимся к теории и понятийному аппарату «взрослого» варианта конфликта: необходимость в этом не обусловлена развитием проблемы применительно к дошкольному возрасту. Анализ отечественной и зарубежной социально-психологической литературы показывает, что понятие конфликта трактуется достаточно широко и, по сути, заключается в наличии в трактовке обязательного указания на наличие противоречия. В данном докладе мы используем следующие понятия: участники конфликта, под которыми понимаются собственно дети определённого возраста, объект конфликта, то есть на что направлена конфликтная ситуация, причина конфликта, то, что спровоцировало конфликт. В соответствии с положениями, выдвинутыми в международной психологии, касаемо структуры детской деятельности, были дифференцированы операционные и мотивационные аспекты игровой деятельности. Эффективный ход действия (и, соответственно, деятельности) зависит от оперативной стороны, то есть от путей и средств осуществления, а также от мотивационной стороны, то есть от направления, или содержания. Кроме того, важно учитывать обязательность активности мотивов, по которым оно
совершается. Пути и средства осуществления деятельности, ее оперативная сторона представляют собой динамическую систему конкретных действий и операций, которые направлены на достижение сознательно поставленной цели и различные формы коммуникации, вплетённых в эту деятельность.
Показать больше