Фрагмент для ознакомления
2
Юношей 16-18 лет совершенствовали и развивали свои навыки, полученные ранее. Приоритет отдавался упражнениям, укрепляющим и развивающим их организм, а также упражнениям на развитие интеллекта. В гимназиях часто выступали популярные политики и философы. Например, великий мыслитель древности Сократ предпочитал встречаться со своими слушателями в Ликее.
Вершиной воспитания и образования юношей 18-20 лет считалось обучение в эфебии, являющейся государственным учреждением, где учителя находились на службе государства, преподавали военное дело, верховую езду, стрельбу из лука и катапульты, метание копья и др. Эфебам выдавалась особая форма одежды-широкополая шляпа и черный плащ, получивший название мантии.
Воспитание и образование женщин было более скромным: для девочек и девушек до брака афинская традиция предусматривала исключительно домашнее образование. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Девушки и женщины вели преимущественно жизнь затворниц, очень редко появлялись в обществе, например, во время религиозных церемоний. Согласно афинской философии, женщина не может претендовать на обладание добродетелями, которыми может обладать мужчина, её основная миссия- ведение хозяйства и рождение детей.
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, разрабатывающих концепции воспитания, которые реализовывались в Афинах.
Одним из первых среди них был Пифагор (VI век до н. э.), оставивший своеобразный свод правил нравственного поведения, который на первый взгляд выглядел расплывчатым и немотивированным, кроме того, для их расшифровки требовалось определенное знание философии Пифагора. В пифагорейских братствах образование и подготовка молодежи были хорошо продуманной системой. День начинался с прогулки, с целью упорядочивания и гармонизации сознания. Обучение проводилось в храме, после обеда проводились совместные чтения с комментариями.
Гераклит (520-460 гг. до н. э.) также высказывал своё видение воспитания и образования юношества: популярностью пользовались его идеи об изучении и развитии нравственности как свойства человека, об уме и чувствах как инструментах познания, об уме как главном критерии правдивости знания, необходимого для понимания сущности, а не только фактов и др.
Первым философом Древней Греции, который профессионально занимался проблемами образования, являлся Демокрит (460-370 до н. э.). Он придавал огромное значение воспитанию и образованию, считая они ведут к обладанию такими тремя дарами, как хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать.
Демокриту принадлежат утверждения, которые оказались чрезвычайно плодотворными для будущего. Философ считал, что хотя учитель создает и изменяет человека, однако, его руками действует природа, поскольку человек является ее частью – «микрокосмом».
Демокрит отмечал важность в воспитании детей роли родителей, осуждая скупых родителей, не желающих тратить деньги на образование детей, и указал, что дети таких родителей вырастут невеждами. Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит считал правильным и естественным принуждение детей к обучению. «Если бы детей не заставляли работать, говорил Демокрит, они бы не учились ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель».
Демокрит, однако, советовал добиваться педагогических результатов не только через принуждение, но и через формирование стремления постигать неизвестное, воспитание чувства долга и ответственности.
Идеи Демокрита предшествовали формированию взглядов древнегреческих ученых-софистов (V-IV вв. до н. э.).
Мудрецы, предлагавшие свои знания за плату, были едва ли не первыми профессиональными учителями. Они думали о воспитании активных граждан полиса. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. К этим трем предметам со временем добавились еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, которые вместе составляли семикратную «энциклопедию», которая была предшественницей программы «семи свободных искусств», которая была символом образования вплоть до Нового времени.
Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречия - риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевывать мнение большинства, т. е. угадывает смысл общего блага.
Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469-399 до н. э.). Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. Согласно Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным на добро и истину. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и социальным существованием. Напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их
Показать больше