Фрагмент для ознакомления
2
Леонтьев и многие другие. Еще одну группу работ представляли фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, проводившиеся П.И. Зинченко и А.А. Смирновым.
В современной психологии память рассматривается как сложнейшая психическая деятельность, как один из психических познавательных процессов, заключающийся в сохранении, закреплении и последующем воспроизведении человеком собственного опыта. В структуре памяти выделяют следующие основные процессы: сохранение, запоминание, воспроизведение (узнавание, восстановление), забывание. Основу классификации памяти составляют следующие критерии – объект запоминания, степень волевой регуляции памяти и длительность сохранения информации в памяти. Основные виды памяти, которые выделяются на основе этих критериев, представлены в приложении.
2. Методы исследования памяти
На сегодняшний день в психологии все существующие эксперименты с памятью человека сводятся, в общем, к тому, что участник каким-либо способом изучает материал, а потом, спустя некоторое время, его воспроизводит, узнает усвоенное.
В экспериментах, как правило, имеется четыре переменных [10, с. 34]:
1. вариации стимульного материала и способы его предоставления тестируемому;
2. различия способов запоминания стимульного материала;
3. изменения интервала между воспроизведением и запоминанием и (или узнаванием);
4. многообразие способов воспроизведения запечатленного материала.
Первые методы изучения мнемических явлений предложил Г. Эббингауз. Сегодня данные методы и их модификации обширно применяются наряду с новейшими методиками.
К классическим методам, которые были предложены Г. Эббингаузом, относят: метод антиципации, метод заучивания, метод сбережения, метод удержанных членов ряда [2, с. 27].
Метод заучивания. Тестируемому предлагается запомнить цепочка элементов (слогов, слов, чисел, фигур и т. п.) для того, чтобы достичь полного усвоения материала, который необходимо заучить. Критерием овладения материала будет первое безошибочное воспроизведение материала или, по более строгим критериям, два безошибочных последовательных воспроизведения в произвольном порядке. После каждого предоставления цепочки элементов тестируемый старается его воспроизвести. Число повторений, требующееся тестируемому для первого безошибочного воспроизведения всех элементов цепочки в произвольном порядке, является показателем запоминания. Также данный метод помогает раскрыть влияние ретроактивного и проактивного торможения на процесс запоминания существенного по объему материала. С этой целью фиксируются компоненты ряда, правильно воспроизведенные после каждого предоставления, и выстраивается график частоты воспроизведения каждого стимула за все демонстрации.
Метод постоянного числа предъявлений. Стимульный материал показывается тестируемым установленное количество раз, которое задано исследователем. Спустя некоторое время или сразу же после окончания демонстраций устанавливают число запомненных элементов путем узнавания или воспроизведения. Количество правильно воспроизведенных каждым тестируемым элементов будет составлять показатель его запоминания; число правильно идентифицированных элементов – показатель его узнавания [1].
У вышеописанных методов существуют недостатки. Они ставят в более благоприятные условия медленно обучающихся, так как для достижения критериев усвоения им требуется большее число проб по сравнению с быстро обучающимися, что дает первым возможность дополнительно повторить некоторые элементы материала.
Метод антиципации. В данном методе применяется возможность запомнить организованных в цепочку стимулов на базе принципа организации самой цепочки. Тестируемому один или несколько раз демонстрируются элементы материала (слоги, слова, числа.), который сгруппирован в ряды. Расстояние между последовательно демонстрируемыми элементами составляют 23 сек. Затем тестируемому нужно постараться воспроизвести их, соблюдая принятый порядок. Данная процедура как правило продолжается до первого безошибочного воспроизведения данной цепочки. Если тестируемый допускает ошибку, исследователь поправляет его. Если тестируемый не может воспроизвести нужный элемент, исследователь «подсказывает» ему его. Исключение представляют первый и последний элементы ряда: для первого нет сигнала,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Балин, В.Д., Гайда, В.К., Гербачевский, В.К. и др. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2003. — 560 с.: ил. - (Практикум по психологии). — ISBN 5-8046-0100-8. – URL:http://biblo-ok.ru/libr-ok/psihologiia/Gluhaniuq_NS_Diachenqo_EV_Semenova_SL_Praqtiqum_po_obshchei_psihologii_M_Voronezh_NPO_MODEK_2003_224_s/B3777Content.php
2. Бусыгина, Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии: Учебник / Н.П. Бусыгина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 423 c.
3. Герасимов И. Г., Яшин А. А. Ионно-молекулярная модель памяти. Основные определения. Виды памяти (краткий обзор) // ВНМТ.-2013.- №4.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ionno-molekulyarnaya-model-pamyati-osnovnye-opredeleniya-vidy-pamyati-kratkiy-obzor (дата обращения: 03.04.2019).
4. Городецкая И. В., Яско Т. М. Виды памяти и методы запоминания при изучении нового материала студентами УО «ВГМУ» // Вестник ВГМУ.- 2013.- №2.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-pamyati-i-metody-zapominaniya-pri-izuchenii-novogo-materiala-studentami-uo-vgmu (дата обращения: 03.04.2019).
5. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.
6. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
7. Матвеев С. Феноменальная память. Методы запоминания информации. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 160 с.
8. Носс, И.Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии: Учебник / И.Н. Носс. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 362 c.
9. Савельев, А. Е. Концепции памяти: история развития и современные исследования // Вестник КРУ МВД России. 2012. №2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-pamyati-istoriya-razvitiya-i-sovremennye-issledovaniya (дата обращения: 05.04.2019).
10. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта, 2013. - 208 c.