Фрагмент для ознакомления
2
Этика Канта являет собою учения о нравственности, которые изложены в таких его работах, как «Критика чистого разума» и «Метафизика нравов». В последней работе он изложил окончательную, категорическую концепцию о этике.
Учения И. Канта показывают его идеи о чистом разуме. Так, философ твердит о заключительном слове, вследствие которого в процесс вступает воля и практический разум человеческой сущности.
Практический ум является преобладающим над теоретическим, так как именно человеческая воля способствует возникновению нравственной составной человеческой жизнедеятельности. Он приписывает человеку важную характеристику – способность познавания вещи в себе, которые являются лишь продуктами мыслительной деятельности – они могут лишь мыслиться и не могут ничем подкрепляться в материальной действительности.
Человек является чувствительным по своей природе. Воля дает ему определенные приказы, которые могут быть субъективно или объективно действительными.
Объективность являет собою категорический императив и обязательные предписания. Этот императив заставляет человека поступать нравственно вне зависимости от собственной выгоды.
Этические старания Канта довольно кратко описывают нравственность человека. Ради самой нравственности мы должны быть нравственными, а не ради своих интересов. Мы должны быть добродетелями только ради добродетели, а не нас самих.
Важно заметить, что человек должен выполнять свой нравственный долг подобающим поведением. Он не должен делать какие-нибудь хорошие поступки лишь из-за своего нрава, а должен делать это из чувства долга. Лишь человек, который поборол все свои желания и склонности может быть назван нравственным, который способен по своей природе делать добрые поступки.
По мнению мыслителя, нравственный закон не должен напрямую зависеть от обретаемого человеком опыта, он дается нам априори. Стремление к нему не должно нам навязываться посредством Бога, желания к счастью, любым эмоциональным составным. Он должен происходить в нас непосредственно от деятельности практического разума, базироваться на самостоятельности нашей воли, вследствие чего нравственность будет позволять нам оценивать себя как самостоятельную единицу действительности.
Человеческий идеал должен вмещать в себе совокупность счастья и добродетели. Тем не менее, счастье не должно являться самоцелью и основной задачей для человека. Лишь осознанное стремление к добродетели и сама добродетель должны быть целью нашего существования.
Этические учения Канта кратко дают нам понять, когда именно человек может позволять себе блаженство.
Счастье и этика сосуществуют только в потусторонней жизни, что утверждено самим Богом. Таким образом, стремление к счастью может продуцироваться в жизни лишь посредством веры, вследствие чего лишь на почве морали, а не на умозрительной основе.
Следует понимать, что основа религии – мораль, которая выражается в Божьих заповедях, которые являются нравственными законами. Если рассматривать религию как основу морали, то можно определить, что ее необходимо воспринимать рационально.
Кантовская философия послужила основой для множества новых философских систем. В своих работах мыслитель переосмыслил рационализм и эмпиризм из работ, которые дошли до наших дней. Он создал вечные теории об морали и этике, которые и до сих пор не могут быть разрушены.
Нравственно добрым, действительно честным Кант считает поступок, совершаемый «без всякого намерения извлечь какую-нибудь выгоду...». Счастье рассматривается как полное удовлетворение потребностей и склонностей, являющееся сугубо индивидуальным. В «Критике практического разума» указывается, что «принцип сделать счастье высшим, определяющим основанием произвольного выбора есть принцип себялюбия». В счастье человек ощущает «сильный противовес всем велениям долга». Это понятно: если долг представляет общеполезное, то это означает, что, пользуясь выражением Канта, принцип долга есть принцип сделать общеполезное высшим, определяющим основанием морального выбора, т. е. принцип, диалектически противоположный принципу себялюбия. Моральное, должное противостоит «эмпирической природе» человека, как общее благо личному. Именно отношение между личным и общественным составляет основное содержание морального, как оно по существу (а не по внешней видимости) понимается Кантом. Сущностные законы бытия человека, тенденции и перспективы его исторического развития, не могут рассматриваться в качестве полюса отношения, другим полюсом которого являются личные интересы, не могут быть, как уже отмечалось, критерием морального долга. Ведь именно эти «сущностные законы» при определенных условиях породили отношения частной собственности, эксплуатации, угнетения, эгоизм и аморализм. Кроме того, личные интересы сами закономерно обусловлены и, следовательно, с этой точки зрения, могут быть отнесены к сфере должного.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 2. - Ч. 1. - 2-е изд. - М., 2006.
2. Кант И. Основоположение метафизики нравов // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 3. - М., 1997.
3. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 3. - М., 1997.
4. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 4. - М., 2001.
5. Кант И. Статьи и письма разных лет // Кант И. Сочинения : в 8 т. - Т. 8. - М., 1994.
6. Мальтер Р. К истории возникновения «Основоположения к метафизике нравов» и «Критики практического разума // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 3. - М., 1997.
7. Коген Г. Теория опыта Канта / пер. с нем. В. Н. Белова. М.: Академический Проект, 2012. 618 с.
8. Лебедев С. А. Структура научной рациональности // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 66-80.