Фрагмент для ознакомления
2
Педагогический риск – деятельность учителя по снятию неопределенности в ситуации неизбежного – т.е. обязательный выбор (Богуславский М.В.)
Профессиональный риск педагога – действие наудачу, требующее смелости, решительности, предприимчивости, в надежде на счастливый результат (Ожегов С.И.)
Профессиональный риск педагога – возможность приобретения/потерь, возникающая при принятии и реализации педагогических решений.
Основными исследователями риска являлись:
Богуславский М.В. Потенциал педагогической рискологии. 2015
Беляева М.А. Риск как предмет научного анализа в педагогике. 2014
Сабинина Н.Н. Профилактика профессиональных рисков педагогов в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения, 2012
Арламов А.А. Педагогические риски. 2010
Михайлова Е.Н. Рискологические факторы. 2009
Чубарова О.И. Образовательные риски. 2005
Абрамова И.Г. Педагогические риски. 1996
Исследование Абрамовой И.Г. базировалось на достижениях отечественной науки в изучении проблем становления личности. (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыфсрова, Л.И.Божович. К.Н-Веитцель, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, К.Д.Ушинский, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.).
Виды педагогического риска по Абрамовой И.Г. представлены на рис.1.
Рис.1. Виды педагогического риска по Абрамовой И.Г.
Стратегический риск, который характеризует педагогический коллектив как коллектив единомышленников, способных достойно включиться в образовательные реформы, успех которых во многом зависит от того будут ли в школе работать учителя, умеющие обоснованно рисковать, действовать в условиях творческой свободы и выбора, способные к превентивному стилю обучения, т.е. предвидению последствий собственной деятельности. В такой школе учитель жестко регламентирован стратегией (миссия, статус, концепция школы) и в то же время свободен в выборе и принятии тактических решений, отражающих его творческую индивидуальность.
Личностный риск как фактор развития стимулирует личность к постановке перед собой трудных задач и мобилизует интеллектуальные и физические силы для их решения. Личностный риск выступает движущей силой в развитии личности лишь в том случае, если разрыв между сложностью задачи и уровнем готовности личности к ее решению воспринимается ею как преодолимый.
Физический риск, в первую очередь, сопряжен с риском заболевания такими "типичными" школьными болезнями как близорукость, сколиоз, бронхит и т.д., во вторую очередь, с риском, которому добровольно подвергают себя школьники, доказывая себе и другим свою "взрослость". Рискованные игры, физический риск, которому подвергают себя школьники добровольно, - это та цена, которую они платят за развитие, за "строительство" своего "Я". И, наконец, речь идет о риске приобретения в школе как разнообразных комплексов (застенчивости, неполноценности), так и негативных черт характера, например, агрессивности, вспыльчивости и др. Исследование показало, что к числу непосредственно связанных со школой ситуаций, предрасполагающих к возникновению у школьников пограничных психических расстройств, относятся:
Показать больше