Фрагмент для ознакомления
2
1. Основные типы цивилизации
Современная цивилизационная теория признаёт наличие не одной развитой цивилизации, а
нескольких самобытных цивилизаций, отличающихся друг от друга по религиозным, культурным,
языковым признакам. Некоторые цивилизации погибли, а некоторые существуют и по
сегодняшний день. Многообразие прошлых и настоящих цивилизаций предполагает деление их
на различные исторические типы.[1;47]
Русский философ Н. Данилевский был одним из первых, кто выделил различные «культурноисторические типы», или цивилизации, и заявил о том, что кроме европейской цивилизации
существуют другие самостоятельные цивилизации.
Цивилизация, прогресс не составляют, по его словам, «исключительной привилегии Запада, или
Европы, а застой -исключительного клейма Востока, или Азии; тот и другой суть только
характеристические признаки того возраста, в котором находится народ. ...Отыскание и
перечисление этих типов не представляет никакого затруднения, так как они общеизвестны... Эти
культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом
порядке, суть:
1) египетский,
2) китайский,
3)ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический,
4) индийский,
5) иранский,
6) еврейский,
7) греческий,
8) римский,
9) новосемитический
или аравийский и 10)германо-романский или европейский»1. В свою классификацию он не
включил мусульманский мир, что, как показало дальнейшее развитие истории, оказалось
ошибкой.
3
Н.Я. Данилевский широко рассматривает экспансии цивилизаций как естественные явления,
присущие каждой цивилизации. Исторически примерами экспансионистской деятельности
греческой (походы в Индию, на славянские земли), римской (на берега Атлантического океана, на
земли германских племён, в Азию), европейской цивилизации, которые привёл русский философ,
указывают на то, что действительно экспансия является атрибутом цивилизации, имманентно
присущим ей качеством. [3;25]
Главная цель экспансии у Данилевского -насильственное навязывание цивилизационных
ценностей покорённым народам. Первым зарубежным философом, создавшим стройную теорию
цивилизаций, был Освальд Шпенглер. Он продолжает развивать идеи Н.Я. Данилевского. Как и
русский мыслитель, немецкий философ был убеждён, что роль цивилизаций в мировой истории
очень велика.
Философия Шпенглера строится на истории самостоятельных культур, самостоятельных
цивилизаций, а не на общечеловеческой культуре, под которой чаще всего подразумевают
западную: «Цивилизация, охватившая ныне всю поверхность Земли, является не третьей эпохой, а
всего лишь необходимой стадией исключительно западноевропейской культуры, отличающейся
от всех остальных только широтой распространения».
Цивилизация является конкретной формой существования и развития общества.
Предпосылки возникновения человеческой цивилизации появляются уже в первобытном
обществе, когда возникают зачатки материальной и духовной культуры.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афонин В.А., Афонин Ю.В. Теория и история культуры. Учебное пособие для
самостоятельной работы студентов. — Луганск: Элтон-2, 2015. — 296 с.
2. Моисеева Л.А. История цивилизаций. - Ростов на Дону, 2016.
3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2017.