Фрагмент для ознакомления
2
Для современного мира характерно то, что уходят, наконец, в прошлое модные тенден-ции относительно вредных привычек, все большее количество людей осознают необхо-димость физической активности для полноценной жизни. Если ранее физические нагруз-ки обладали исключительно соревновательным характером и направлены были на дости-жение наилучших результатов, то в настоящее время актуальность данных занятий за-ключается во всестороннем укреплении здоровья и развитии тела. В частности, одной из популярных игр в настоящее время считается баскетбол, которым могут заниматься как дети, так и взрослые.
Баскетбол –зрелищный и динамичный вид спорта, дающий возможность получить хоро-шую физическую нагрузку и научиться работе в команде.
Вышеизложенное обусловило выбор темы работы и ее актуальность.
Прежде всего, рассмотрим кратко историю развития баскетбола.
Игры, которые напоминают современный баскетбол по описанию, обнаружить можно еще у древних мексиканских индейцев или скандинавов. До сих пор встречается в север-ной Мексике модернизированная версия одной из таких игр – «Пок-Та-Пок». Бытует мнение, что она когда-то являлась религиозным обрядом, однако в настоящее время стала спортивным развлечением и аттракционом для туристов.
Еще один ближайший предшественник баскетбола - распространенная в 19-м столетии детская игра «утка на скале», с которой знаком был изобретатель канадский баскетбола Джеймс Нейсмит. Сущность игры состояла в том, чтобы, подбрасывая камень малого размера, им попасть по вершине камня, обладающего большим размером [4, с. 271].
Окончательную идею игры в баскетбол сформировал Д. Нейсмит, когда он переехал в Соединенные Штаты и занялся преподаванием физической культуры в тренировочном колледже Молодежной Христианской Организации (YMCA) в Спрингфилде, штат Мас-сачусетс. Когда Д.Нейсмит уже преподавал физическую культуру, был профессором спрингфилдского колледжа, он столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по футболу и бейсболу.
Д. Нейсмит считал, что в связи с погодой, характерной для данного времени года, будет лучшим решением изобретение игры для закрытых помещений.
Д. Нейсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая бы предполагала не только применение исключительно силы. Он поставил перед собой задачу разработать новую подвижную игру для небольших закрытых помещений, которая бы могла у студентов развивать координацию движений и ловкость, а с другой стороны, была достаточно увлекательной.
Так, в начале 1891 года, в соответствии с указанием Нейсмита спортивный зал колледжа был оборудован первыми баскетбольными корзинами. Роль их тогда «сыграли» корзины для фруктов, они укреплены были с обеих сторон зала на балконах, которые опоясывали периметр помещения. Высота крепления корзин в то время (3.05 м) стала международным стандартом, который соблюдается и в настоящее время [8, с. 49].
Задача студентов заключалась в том, чтобы забросить мяч (в те времена применялся обыкновенный мяч для игры в футбол) в корзину. Первый баскетбольный матч прошел 21 декабря 1891 года там же. В соответствии с условиями игры, сформулированными Нейсмитом, каждая команда состояла из девяти человек, что соответствовало на самом деле количеству студентов в группе.
В весьма скором времени информация о новой игре распространилась по всей Америке, и Нейсмит был буквально завален письмами с просьбой прислать правила баскетбола им. Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив технические азы, студенты Спринг-филдского колледжа в провели присутствии ста зрителей первый в истории баскетбола «официальный» матч, завершившийся мирно с результатом 2:2.
Успех его был столь оглушительным, а слухи о новой игре распространялись с такой ско-ростью, что в скором времени две спрингфилдские команды начали проводить показа-тельные встречи, собирая сотни зрителей на своих выступлениях. Почин их подхватили студенты прочих колледжей, и уже на следующий год весь северо-восток Соединенных Штатов был охвачен баскетбольной лихорадкой.
Правила игры в баскетбол, написанные собственноручно Нейсмитом в 1891 году в кол-ледже, включали всего лишь тринадцать пунктов, в последующем ставших основой со-временных международных баскетбольных правил, которые едва умещаются на двухстах страницах. В 1893 году корзины были заменены железными кольцами с сеткой, в 1895 году были установлены щиты, в 1897 году в состав одной команды стали входить 5 игро-ков.
В весьма скором времени, начиная с 1895 года, баскетбол проникает из Соединенных Штатов первоначально на Восток – в Китай, Японию, на Филиппины, а также в Южную Америку и Европу.
В 1904 году на Олимпийских играх в Сент-Луисе (Соединенные Штаты) американцы ор-ганизовали показательный турнир между командами нескольких городов. Такие же пока-зательные турниры проведены были на Олимпиадах 1924(Париж), 1928 (Амстердам).
В ряде стран созданы были баскетбольные ассоциации, однако организационная разоб-щенность препятствовала международным контактам и тормозила последующее развитие
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Айрапетянц Л. Р., Годик М. А. Спортивные игры. – М.: ФиС, 2006. - 156 с.
2. Айрапетянц Л. Р., Годик М. А. Тренажеры и тренажерные устройство в спортив-ных играх. - М., ФиС, 2003 - 114 с.
3. Алачачян А.Не только о баскетболе / А. Алачачян. - М.: Молодая Гвардия, 2013. – С. 52.
4. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. - М.: Академия, 2012. – С. 271.
5. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М.: ФиС, 2003. – 167 с.
6. Гомельский В. Как играть в баскетбол / В. Гомельский. - М.: Эксмо, 2015. – С. 21.
7. Гомельский А. Я. Баскетбол завоевывает планету. Баскетбол на Олимпиадах / А.Я. Гомельский. - М: Машиностроение, 2016. – С. 42.
8. Железнова Д. С. Уроки баскетбола. - М.: ФиС, 2005. - 198 с.
9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М., ФиС, 2009. - 200 с.
10. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: ФиС, 2004. - 91 с.
11. Коваленко В.А. Средства и методы психологической подготовки баскетболистов. В сб.: спортивные игры. М.: ФиС, 2007. – с. 22-29.
12. Косарев П.Б. Специальная физическая подготовка баскетболиста. М.: ФиС, 2009. - 189 с.
13. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. – М., ФиС, 1982. - 179 с.
14. Степанов Г.Ф. Совершенствование технико-тактического мастерства волейболи-стов. ТиПФК, 3/2009. - с. 15-17.
15. Сергеев П.А. Юный баскетболист. – М., ФиС, 2006. -91 с.
16. Сторожева А.В. Баскетбол как средство повышения умственной работоспособно-сти// Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5 – С. 65.
17. Сучилин А.А. О совершенствовании системы подготовки баскетбольного резерва //Теория и методика физ. культуры. – 2004. - № 9. – с. 15-17.
18. Сучилин А.А. Совершенствование системы подготовки баскетболистов на этапе углубленной спортивной специализации //Теория и методика физ. культуры. – 2007. - №5. – с. 11-13.
19. Сахновский К.П. Начальная спортивная подготовка //Наука в олимпийском спор-те. – 2004. - № 1. – с. 25-28.
20. Шафри Риад. Индивидуальная направленность физической подготовки юных бас-кетболистов 13-14 лет //Теория и методика физ. культуры. – 2001. - № 9. – с. 15-17.
21. Шустин Б.Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности //Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 2005. - с. 50-73.
22. Щукин В.И. Параметры тренировочной нагрузки спортивной направленности у квалифицированных баскетболисток //баскетбол. – М.: ФиС, 2007. – с. 20-22.