Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Тема данного доклада на сегодняшний день является достаточно актуальной. Это можно объяснить тем, что из-за повышения уровня спортивных достижений в баскетболе, а также из-за конкуренции, которая присутствует в настоящее время на международной арене, актуальным становится постоянное совершенствование подготовки спортсменов. Для этого необходимо разрабатывать новые модели тренировочного процесса, искать новые формы обучения, которые будут являться эффективными. На профессиональные достижения в баскетболе оказывает влияние достаточно широкий спектр требований, которые предъявляются к спортсменам в процессе соревнований. Поэтому, очень важно, хорошо подготовить мпортсменов-баскетболистов к дальнейшей профессиональной карьере.
Основная часть
В управлении тренировочным процессом баскетболистов наиболее важной задачей является организовать комплекс управляющих воздействий на баскетболиста, результативно влияющих на его специальную работоспособность с итоговой целевой задачей перевода функционального состояния спортсмена на высший уровень. Важным условием заключения представленной задачи считается улучшение управления на основе корректировки тренировочного процесса. Подготовка проводится эффективней при применении основ управления, включающих долговременную обратную связь и оперативные корректирующие управляющие воздействия.
Итоги соревновательной и тренировочной работы спортсмена-баскетболиста обязаны попадать к тренеру в виде объективной количественной информации о состоянии активных систем организма, ведущих сторонах специальной подготовленности баскетболиста. Более важная задача в управлении тренировочным процессом является организация комплекса управляющих воздействий на спортсмена, плодотворно влияющих на его особую функциональность с конечной мотивированной задачей перевода функционального состояния спортсмена на уровень более высокий. В управлении тренировочным процессом наиболее важной задачей является организация комплекса управляющих воздействий на спортсмена, результативно влияющих на его специальную работоспособность с итоговой целевой задачей перевода функционального состояния спортсмена на высокий уровень.
Внедрение научно-методических положений всеохватывающего контроля разрешает унифицировать процесс подготовки спортсменов методом индивидуализации общепризнанных мерок нагрузок и тренировочных средств подготовки, избирательного расклада к особой физиологической и технической подготовке баскетболистов.
Полный педагогический контроль включает в себя оценку специальной и технической подготовленности, оценку соревновательного результата, технических и тактических действий в процессе соревнований, объема, интенсивности и характера тренировочных нагрузок.
Обычно в научной литературе различаются три типа состояния двигательной функции спортсмена: перманентное, текущее и оперативное состояние и разделение в связи с этим педагогического контроля на этапный, текущий и оперативный контроль [2].
При этом и управление тренировочным процессом, который охватывает схема управления с обратной связью в зависимости от периода, делится на оперативное управление, текущее и этапное.
Принципиально обозначить, что тесты на конкретных этапах годового цикла проводят проверку не готовность к результату в соревновательном упражнении, а готовность к выполнению упражнений, применяемых на данном этапе. Вследствие этого, кроме неизменных контрольных упражнений, применяемых в течении всего года, нужно на любом этапе применить контрольные упражнения, адекватные нагрузке данного этапа подготовки [3].
Заключение
Моделирование – важный фактор организации и планирования подготовки спортсменов-баскетболистов, дающий возможность прогнозировать желаемый уровень достижения, правильно ставить задачи, использовать наиболее эффективные средства тренировки и наглядно видеть путь к цели.
При моделировании процесса тренировки баскетболистов используется апробированное в подготовке квалифицированных спортсменов общеметодическое положение о преимущественной направленности тренировочных воздействий на отстающие стороны подготовленности на общеподготовительном этапе и акцент в подготовке на сильные стороны подготовленности атлета на специально-подготовительном этапе и в соревновательном периоде годичного цикла.
При разработке моделей в процессе тренировки нужно ясно представить себе сложность моделируемых объектов, явлений и процессов, структурную и функциональную взаимосвязь моделей, относящихся к различным сторонам тренировочного процесса, а также необходимость преимущественно количественного выражения основных характеристик моделей. В частности, при разработке модельных характеристик соревновательной деятельности, подготовленности и др.
Необходимо ориентироваться на показатели, свидетельствующие о качестве и способностях, подлежащих направленному совершенствованию средствами педагогического воздействия.
Нельзя не отметить, что многие локальные способности организма спортсмена недоступны для направленного совершенствования методами и средствами, которыми в настоящее время располагает тренер.
Разработка модельных характеристик этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов тренировки должна предусматривать соблюдение основных закономерностей становления спортивного мастерства с целью достижения оптимального для демонстрации наивысших спортивных результатов уровня подготовленности.
Модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов должны строиться на основе современных представлений о механизмах долговременной адаптации, знаний о взаимодействии нагрузки и восстановления как факторов, стимулирующих приспособительные процессы и создающих условия для их трансформации в структурные и функциональные преобразования в организме спортсмена.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Кузнецов, В. В. Методология построения модельных характеристик сильнейших спортсменов / В. В. Кузнецов, Б. Н. Шустин // Совершенствование управления системой подготовки квалифицированных спортсменов (теоретические аспекты). – М., 1980. – с. 68-80.
2. Кузьменко, Г.А, Эссеббар, К.М. Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки: организационная культура личности юного спортсмена: Г. А. Кузьменко, К. М. Эссеббар ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский пед. гос. ун-т". - Москва : МПГУ : Изд-во Прометей, 2013 (Москва). - 139 с.
3. Кузьменко, Г.А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов. –М.: Прометей,2014.
4. Талай, В.А. И Спортивный менеджмент и маркетинг: Курс лекций / В.А. Талай.- Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2019.- 153с.
5. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс] / Козина Ж., Ермаков С., Прусик К. Методологический анализ системы подготовки студенческих баскетбольных команд. — Электрон. дан. — Харьков: Харьк.нац.пед.ун.; Харьк.гос.академ.физ.культ; Акад.физ.восп. в Гданьске, 2011 — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/Press/FVS/2011N3/p60-67.htm, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ., укр.
6. Шустин, Б. Н. Моделирование в спорте (теоретические основы, практические рекомендации): автореф. дис. … д-ра пед. наук / Б. Н. Шустин. – М., 1995. – 48 с.