Фрагмент для ознакомления
2
Научный текст как представление результатов исследования. Функции научного текста. Типичная структура научного текста
Научные тексты имеют ряд особенностей, которые существуют независимо от естественных, гуманитарных или точных наук, жанровых различий. Эти черты определяют его текст в целом и выделяют среди остальных.
Научный текст речи отличается логическим, последовательным изложением, точным выражением, сохранением информации.
Основные черты научного стиля
Понятность. Заключается в ясности и доступности изложения.
Последовательность. Определяется правильным содержанием текста, разбитого логическими частями.
Логичность. Заключается во взаимосвязанном содержании текста, состоящего из логичных блоков.
Научная сфера включает в себя две главные функции: изучение новых знаний и донесение их до слушателей. Функции научного языка передаются в точности информации, способах хранения. Этап изучения и совершения открытия играют самую важную роль в научной сфере, но к изучению новых знаний научный текст речи относится больше.
Различают две формы выражения научной речи: устная и письменная.
А Письменная считается основой научной речи. Она помогает надолго зафиксировать материал, неоднократно к нему возвращаться, выступает надежным источником хранения, помогает обнаружить допущенные ошибки, наиболее экономна (скорость восприятия информации зависит от самого человека). Пример экономичности: научный доклад в устной форме длится 30 мин, а его прочтение занимает только 10 мин.
Б Устная форма используется так же часто, как и письменная, но имеет второстепенное значение, потому что текст, прежде всего, составляют, обрабатывают и только потом проговаривают устно.
Написание научного или другого вида речи подразумевает под собой применение неодинаковых способов изложения информации. Самыми распространенными считаются следующие способы:
Исторический. Информация описывается согласно хронологии событий, описываются изменения, произошедшие со временем.
Последовательный. Текст содержит структурированный завершенный вид.
Концентрированный. Информация сконцентрирована вокруг главной темы, раскрытие которой начинается с общего вопроса и заканчивается конкретным рассмотрением.
Дедуктивный. Информация в тексте начинается с общих положений и заканчивается конкретными деталями и изложением фактов.
Индуктивный. Информацию располагают согласно конкретным правилам, начинают с конкретных вопросов, постепенно переходя к общему содержанию.
Научный текст применяется во многих сферах человеческой деятельности. Он влияет на разнообразие литературного языка, так как техническое развитие человечества способствует появлению большого количества новых терминов и определений. Технические определения пришли в обиход русского языка из журналов, словарей, специальных изданий.
Развитие и массовое применение этого вида повлияло на разновидности научного стиля речи:
Научный. Этот текст предназначен для ученых и узко профильных специалистов. В него входит доклад, статьи, диссертации. Его цель состоит в нахождении, представлении новых знаний или открытий.
Научно- популярный. Научно- популярный текст включает в себя учебные лекции, очерки или статьи. Аудитория этого стиля не обладает специальными знаниями. Он пишется общедоступным языком, имеет художественный окрас. Цель научно-популярного стиля заключается в знакомстве аудитории с научными явлениями, фактами. Использование специальных терминов и цифр минимально.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баженова Е.А. Научный текст в аспекте политекстуальности. / Е. А. Ю Баженова. – Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2001. – 269 с.
2. Данилевская Н.В. Научный текст в аспекте интердискурсивного подхода. / Н.В. Данилевская // Вестник Пермского ун-та Серия Российская и зарубежная филология, – 2009, вып. 3.
3. Попова Т.Г. Научно-технический текст в современном ракурсе : монография / Т.Г. Попова, М. А. Руднева. – Германия: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 246 с. 115
4. Caballero Francisco y Larrauri Maite. El análisis de textos filosóficos / Francisco Caballero y Maite Larrauri // Textos de Didáctica de la Lengua y d