Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное информационное пространство и пространство социальных отношений становится
все более перегружено в плане содержания и условий функционирования личности, деловые
контакты, дружеские отношения, электронный обмен информацией создают нагрузку на психику
человека и требуют от него быстрого психологического переключения, отчего индивиды
испытывают дополнительный стресс.
Это пагубно сказывается на качестве психологической атмосферы в социальной среде, в
коллективе, учебном заведении, а потому психолог, совместно с другими специалистами, должен
поставить на повестку дня вопрос о личностных особенностях человека, препятствующих его
комфортному функционированию в социуме.
Потому отечественная психологическая система на данном этапе ставит перед собой задачу
всестороннего личностного раскрытия каждого человека. Работа психологических служб,
консультантов в сфере психологии, психологов образования направлена на помощь личности в
понимании своих индивидуальных особенностей и формирование рациональных стратегий жизни
с учетом этих особенностей.
3
Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости знания об акцентуациях характера
человека для грамотного построения его социальных отношений. От акцентуации напрямую
зависят эмоциональные реакции на неудачи в учебе, работе и межличностных отношениях,
скорость адаптации к новому месту или новым событиям, устойчивость внимания, и многие
другие факторы.
Знание об акцентуации характера человека поможет самому человеку и психологу,
консультирующему его, справиться со сложностями в обучении, в организации времени, в
отношениях с коллегами, а кроме того, научить и самого человека саморефлексии, которая
поможет сгладить острые проявления акцентуации, если она достаточно ярко выражена.
Сфера применения знания об акцентуации довольно широка, она задевает и психологию, и
педагогику, и межличностное общение, и профессиональную сферу, где определенные
особенности характера могут препятствовать работе, или наоборот, помочь в профессиональном
самоопределении.
Кроме того, тема является актуальной, поскольку остается спорной для исследователей: до сих
пор не существует единого мнения о числе акцентуаций и необходимости выделять именно те
или иные.
Целью данной работы является изучение феномена акцентуации личности.
Исходя из цели, можно определить следующие задачи:
1. Рассмотреть термин «характер» и структуру характера.
2. Рассмотреть разные классификации акцентуаций в трудах исследователей.
3. Рассмотреть особенности работы с индивидами, имеющими различные акцентуации
характера.
Исследование опирается на работы Э. Кречмера, У. Шелдона, Э. Фромма, К. Леонгарда, А. Е. Личко
и других.
Исследование состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованной
литературы.
4
1. Общая характеристика характера
Характер – это совокупность индивидуально-психологических и типологических свойств человека,
обусловливающих устойчивые способы реагирования человека на обстоятельства жизни и
систему отношений к себе, к другим людям, к деятельности и вещам.
Само слово «характер» греческого происхождения. В переводе оно означает: «чеканка»,
«отпечаток», «примета». Характер – это комплекс психических свойств человека, который дает
ответ на вопрос: как он делает то, что делает. Характер придает тем или иным психическим
процессам и состояниям различную форму, образуя рисунок поведения человека. Устойчивые
формы поведения составляют черты характера.
Свойства нервной системы человека и тип телосложения, определяющие темперамент,
составляют физиологическую основу характера. Научно доказано, что расстройства в деятельности
сердечно-сосудистой, пищеварительной и гормональной системах человека влияют на
проявления его характера.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда
проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет
удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для
одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им
при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются
тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.
Определить структуру, или строение характера человека, — значит, выделить в характере
основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их
отношения и взаимодействии.
В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К
содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности,
установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей
действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы
осуществления этих отношений.
В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты
поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы или виды черт
характера. К ним относятся:
а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность);
б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);
в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).
Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все
эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспитания.
5
2. Норма, патология и акцентуация характера
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадиев И. В. Типология акцентуаций характера у подростков // Вестник БГУ. 2015. №5.
С.60-65
2. Вигдорчик М.И. Психодинамический подход к проблеме акцентуаций. – Одесса: 1995. – 40
с.
3. Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуации характера. – Учебное пособие. — 2-е изд.,
испр. и доп. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 84 с.
4. Горбунов К. Г., Журина Э. Ю. Особенности акцентуаций характера и самооценки
подростков, склонных к алкогольной зависимости // ОмГУ. 2011. №2. С.41-50
5. Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций. — СПб: Речь, 2002. — 111 с.
6. Дементий Л.И., Колодина А.В. Применение физических наказаний в семье как фактор
проявления агрессивности и акцентуаций характера подростка // Вестник Омского университета,
№ 2 (68), 2013, с. 182-187.
7. Диагностика психических состояний в норме и патологии под редакцией Случевского Ф. И.
- Л.,1980. – 268 с.
8. Жилина Е. В. Акцентуации характера в структуре интегральной индивидуальности //
Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №61. С.394-399
9. Иванов Д. В. Профилактика склонности к аддиктивному поведению подростков с
акцентуациями характера // Вестник Костромского государственного университета. Серия:
Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №3. С.48-51
10. Лазарева Е. Ю., Николаев Е. Л. Особенности агрессивных проявлений у подростков с
различными типами акцентуаций в условиях социальной фрустрированности // Вестник
психиатрии и психологии Чувашии, № 10, 2014, с. 21-30.
11. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981. – 296 с.
12. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Л. 1988. – 251 с.
13. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб. —
Л.: Медицина, 1983. – 198 с.
14. Мазкина О. Б. Воспитание нравственных чувств подростков с различными акцентуациями
характера // Вестник Воронежского института МВД России, № 2, 2015, с. 215-218.
15. Михайлова В. П., Корытченкова Н. И., Кувшинова Т. И. Модели поведения студента в
зависимости от соотношения типа темперамента, акцентуаций характера и психологических защит
// Вестник КемГУ. 2009. №1. С.77-86
6
16. Николаенко Я. Н. Агрессивное поведение старших школьников с нарушением интеллекта
при различных типах акцентуаций характера // Известия Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена, № 105, 2009, с. 183-188.
17. Патохарактерологические исследования у подростков под ред. Личко А.Е. и Иванова Н.Я.,
Л., 1981. – 194 с.
18. Реан А.А., Лукин С.Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций. –
СПб.: ГП «ИМАТОН», 1993. - 52 с.
19. Самохвалова А. Г. Акцентуации характера как фактор затрудненного общения подростков
// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика, 19, № 4, 2013, с. 47-53.
20. Чеверикина Е. А. Влияние акцентуаций характера на социализацию аддиктивной личности
// Научный диалог, № 11, 2012, с. 72-83.