Фрагмент для ознакомления
2
Введение
ХХ век принес радикальные научные открытия, и долгое время казалось, что религия
должна безвозвратно покинуть мировую сцену. Но сегодня мы видим, что религия попрежнему сохраняет свою значимость и играет важную роль в жизни отдельного
человека, общества и государства. В ХХ – начале ХХI вв. тема конфликта науки и религии
теряет фактически всякое значение. Сегодня практически всем мыслящим людям ясно,
что религия не отрицает, а дополняет научную картину.
Человек содержит в себе два начала – физическое и духовное, а значит оба эти начала
должны находить свое выражение, и они находят его в науке и религии. Можно сказать,
что наука – есть потребность разума, религия – потребность духа. Разум есть высшее
выражение человеческого духа, что и определяет собой глубокую взаимосвязь науки и
религии. Религия же призвана давать человеческому духу покой, гармонию и
умиротворенность. Стремления человека к любви и истине, действительно, во многом
заключены именно в религии. Лишь в последние несколько столетий появились такие
разделы науки, как этика, психология, эстетика, которые также занимаются сферой
человеческих чувств.
Религия (от лат. religare – воссоединять, связывать) является сложной многоуровневой
системой, включающей в себя в качестве основных структурных элементов религиозные
догматы, систему культа и поклонения, религиозное сознание, отождествляемое с верой,
религиозную деятельность, религиозные институты и организации. В наши дни наука все
более ориентируется на цивилизационный подход в познании сущностных характеристик
религии, в соответствии с которым последняя рассматривается как важнейший духовный
фактор цивилизационного развития.
Сегодня в нашем обществе активизировался интерес к религии. Быть может, это
временное явление. Но как бы мы ни относились к современным религиозным исканиям,
нельзя не признать, что они имеют глубокие корни. Мы живём в начале третьего
тысячелетия, и все люди на земле верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что его нет.
Поэтому религия является одной из важнейших вещей в жизни человека, его жизненной
позицией, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым он живёт
(действует, мыслит, чувствует).
Религиозные переживания человека представляют не меньший интерес, чем всякое другое
явление человеческого сознания. Мало кто теперь возражает против понимания религии
как одной из форм общественного сознания. С психологической точки зрения, основным
объектом психологии религии как раздела социальной психологии является обыденное
3
религиозное сознание широких масс верующих или религиозная психология как один из
элементов обыденного сознания в целом.
1. Религия и религиозное мировоззрение
Можно обозначить большое количество подходов к трактовке понятия «религии»:
взгляды Э. Трёльча, Р. Отто, П.Л. Бергера и Т. Лукмана, К. Маркса и Ф. Энгельса, Э.
Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, 3.Фрейда, К. Юнга, П.А. Флоренского, Б. Малиновского и др.
Интересное определение религии предложил известнейший немецкий ученый, философ и
психоаналитик ХХ столетия Эрих Фромм (1900–1980 гг.), согласно которому религия есть
любая система взглядов и действий, которой придерживается группа людей и которая
служит системой ориентации и объектом поклонения. С этой точки зрения ни одно
общество прошлого, да и будущего, не может быть названо безрелигиозным.
Подобная трактовка религии позволяет относить к ней любую идеологию, в частности
китайский коммунизм, для которого была характерна глуб
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондарева В.В. Институционарный порядок власти и церкви в христианскоисторическом пространстве. Болгарский феномен // Исторические, философские,
политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории
и практики. 2014. № 10 (часть 2). С. 41
2. Бондарева В.В. Политическая оппозиция Мао Цзэдуна в середине 1960- х гг. Курс
на «культурную революцию» // Научный диалог. 2015. № 8 (44). С. 65-80.
3. Бондарева В.В. Экзархийская церковь и Болгарское княжество в последней
четверти XIX в. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2014. – с. 40
4. Васильев Л.С. История религий востока. М., 1988. – с. 4
5. Глухов И. А. Конспект по сектоведению. — Загорск: Троице-Сергиева Лавра,
Московская духовная семинария, 1976. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/FDeMo
6. Информационно-справочный портал по расколоведению «Анти-раскол»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anti-raskol.ru. – 13.02.2019
7. Шалоткина Н. А., Шитова А. В. Причины и способы проникновения сектантских и
оккультных идей в систему российского образования (опыт социологического
исследования) // Научные исследования в области культуры и образования: проблемы и
перспективы: сборник научных статей по материалам II Международной интеграционной
научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы современной
культуры и образования» (27 – 31 марта 2017 г.). – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2017. – С.
43-58
8. Яблоков И.Н. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. М., 1994. – с. 61-
67