Фрагмент для ознакомления
2
В данном докладе мы рассмотрим механизмы информационного воздействия на индивидуальное и общественное сознание, используемые специальными службами зарубежных стран.
На рубеже XX-XXI вв. специальные службы зарубежных стран все активнее пытаются применять в своих интересах разных международные организации. К иностранным государственным организациям относят созданные и работающие в соответствии с законодательством организации и компании, которые имеют государственный статус. Государственным компаниями принадлежит особое, специфичное место в структуре органов, которые несут ответственность за реализацию официальной политики иностранных государств. Функционирование таких компаний реализуется, как правило, в соответствии с основными нормами и принципами международного права и формально не нарушает принципы международных отношение и законодательство страны пребывания. Одновременно с этим, работа спецслужб зарубежных стран на территории государства пребывания часто находится в противоречии с этими нормами и реализуется с нарушением законодательства [5].
Применение возможностей неразведывательных органов государства дает возможность спецслужбам зарубежных государств расширять свои возможности разведки.
Спецслужбы зарубежных стран все активнее стали применять в целях разведки потенциал негосударственных компаний, их представительств и филиалов. В зависимости от того, какая цель и содержание деятельности, эти компании можно разделить на коммерческие и некоммерческие.
Говоря о разведывательной деятельности зарубежных стран, важно сказать и о том, что в эпоху глобально открытого для информационных мировых потоков спецслужбы все чаще применяют практику применений акций разведывательно-информационного воздействия. Многие зарубежные государства коренным образом трансформируют свои взгляды и способы ведения войны. Эксперты в области военного дела данных стран все чаще анализируют явление информационного пространства как области ведения боевых действий. Превосходство в области информации – это важное обстоятельство для достижения победы в современной войне. Это также дает преимущество в военном конфликте.
Акции разведывательно-информационного воздействия, которые производятся спецслужбами и организациями зарубежных стран, нацелены на достижение желаемых для собственной страны трансформаций в состоянии объектом разведывательной направленности, обстоятельств их работы или особенности совершаемых ими действий.
На сегодня все чаще акции разведывательно-информационного воздействия спецслужбы зарубежных стран реализуют в военной, политической и экономической областях. Видами таких воздействий являются:
1) Воздействие на уровне идеологии и воздействие на психику (давление). Такое воздействие реализуется при помощи оказания спецслужбами и организациями зарубежных стран идейно-политического влияния на население государства, в отношении которого реализуется разведка, с целью побуждения их к совершению противоправных и антиобщественных действий по ослаблению и подрыву строя политики и социума своего государства. Примерами идеологического воздействия могут быть, например, разрушение устойчивых принципов и убеждений населения, навязывание чуждой идеологии, которая выгода для зарубежной страны, навязывание стереотипов мышления и поведения; возбуждение антиобщественных, конфликтных настроений и эмоций.
2) Распространение тенденциозной и фальсифицированной информации, провозглашение призывов и лозунгов враждебного отношения, подстрекательство к совершению действий антиобщественного характера.
Объектами воздействия идеологического характера является население страны, в отношении которой реализуется деятельность разведывательного характера; ее социальные, национальные, политические и религиозные группы. Воздействие при помощи идеологии на те или иные объекты применяется, как правило, по-разному, принимая во внимание социальное и политическое положение, возраст, специфику национального характера, религии и пр.
Акции воздействия идеологического характера, которые реализуются спецслужбами зарубежных государств, задействуют разные государственные и негосударственные компании и предприятия, политические партии, издательства, радио и средства радиовещания, телевидение, печать. Задействуются организации научные, общественные, культурные и благотворительные;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Акулинин В. Н. Концепция гибридной войны в практике межгосударственного противостояния / В. Н. Акулинин, Н. С. Епифанова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 36. – С. 53 – 60.
2) Александер Б. Как выигрываются войны / Б. Александер; пер. С англ. В. Беленького. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Транзиткнига», 2004. – 608 с. (Серия: Классическая военная мысль).
3) Алексеев М.В., Военная разведка России от Рюрика до Николая II. Книга I. - М.,1998, с. 4.
4) Доронин А.И., Бизнес-разведка. - М., 2003, сс. 17, 343.
5) Коваленко А.П., Разведка – дело тонкое. - М., 1996, с. 4.
6) Котенев А.А., Лекарев С.В., Современный энциклопедический словарь. Секьюрити.- М., 2001.
7) Почепцов Г.Г. Психологические войны. — Москва, 2018
8) Ужасные условия жизни детей сирийских беженцев// https://trinixy.ru/119144-uzhasnye-usloviya-zhizni-detey-siriyskih-bezhencev-21-foto.html
9) Чикин Б., Философия разведки: история и современность, «Военно-промышленный курьер», №7(223), 20-26 февраля 2008, с. 2. http://www.vpk-news.ru.