Фрагмент для ознакомления
2
Китай в 19 веке: включение Китайской империи в мировые политические, экономические и духовные связи
В 19 веке история Китая получила новое направление. Причиной этого стало принудительное слияние в мировые цивилизации. Однако, это не повлияло на способность китайской империи самостоятельно решать возникшие проблемы и не забывать об экономическом росте.
Однако, само понятие экономический рост сильно отличалось от того, что под ним понимали в Китае и за его пределами.
Так, для европейской цивилизации под экономическим ростом понималось усложнение технологических связей между человеком и природой, модернизация перехода от традиционного общества к индустриальному. Китай же вполне существовал без этих ценностей, что не совсем нравилось европейским цивилизациям, поэтому все это было внедрено в Китайскую цивилизацию насильственным путем.
В начале 19 века Китай стремился сильно ограничить поставку иностранных товаров на свою территорию.
В середине19 века Китай уже разрешил внешнюю торговлю, но только по реке Гуанчжоу. В это время только 13 торговым фирмам разрешалось вести торговые дела. Как указывает, А.В. Меликестов в своей работе, «одной из причин, тормозившей развитие торговли было то, что пошлины на импорт в результате махинаций местных чиновников, иногда достигали 20% от стоимости товара, а официальная норма составляла 4%» . О.Е. Непомнин указывает «представитель властей, контролировавший торговлю и собиравший благосостояние для китайской казны, грабил торговцев, входивших в гунхан. Торговцы брали кредит у иностранцев для закупки товаров, а в итоге были не в состоянии его вернуть, так как зависели от пекинского наместника» .
Добель П.В. в своей работе пишет «… В Китае можно все получить подкупами и интригами: ибо китаец … готов на все, чтоб только получить желаемое: для этого он равнодушно употребляет все средства: подкуп, яд и кинжалы… Как скоро на какой-либо товар наложена слишком высокая пошлина, так что нет выгоды привозить ею прямым и законным путем: тотчас сия статья делается прибыльным предметом контрабанды, и, не взирая ни на какой надзор, ни на какие угрозы наказания, его будут ввозить тайно столько, сколько нужно, и не меньше, как бы привозили и открытым путем. Таким образом, казна лишается своих доходов, которые бы она имела при установлении умеренных пошлин…»
Вынужденный допуск товаров, привел к тому, что в Китай стал завозиться опиум. Китай старался не допустить завоз опиума, но это многим не нравилось, в частности ярым противником этого была Англия. В основном из-за ее стремления попасть в Китай произошло несколько воин. По окончании одной из них был заключен Нанкинский договор и Китай открыл 4 порта для торговли. Результатом этого договора является зависимость Китая от мирового капиталистического мира. После второй войны, националистическое движения Китая понимает, что от существующего правительства толку нет. И происходит пара революционных восстаний.
Результатом одной из такой революции (Синьхайской) с одной стороны, обозначился конец монархии, управлявшей страной многие века, а с другой стороны укрепило позиции народа за борьбу национальной независимости и укреплении государственной мощи. Однако, эти попытки не смогли, в конечном счете, изменить полуколониально-полуфеодальное состояние общества и облегчить горькую судьбу китайского народа.
С расширением процесса глобализации актуальной оставалась проблема сохранения самобытности культуры, национально-культурной специфики и культурных особенностей.
На духовную сферу Китая в 19 веке стали оказывать влияние социально-экономические изменения, принесенные «вторжением» мировых цивилизаций и ускоренное внедрение страны в глобальные процессы происходящие на мировой арене. Конфуцианство долгое время оставалось главной религией. Однако, с внедрением в Китай мировых систем, появилось движение «за новую культуру». Их мировоззрение было направлено на западную идеологию. Главным идеологом направления был Чэнь Дусю, который со страниц одного очень известного в то время журнала, призывал приверженцев движения «воспитывать в себе прилежание, бережливость, честность, чистую совесть, правдивость и верность. Эти качества способствуют как развитию личности, так и развитию всего общества».
Меликсетов А.В. в своей работе указывает, что «движением за новую культуру», больше всех заинтересовалась молодежная китайская интеллигенция. Это движение поставило перед обществом глубокие проблемы по обновлению страны; открыло путь для демократизации сознания рабочей части населения Китая» . Данную совокупность обстоятельств можно рассматривать как «рывок» в становлении буржуазно- демократического сознания населения.
В дальнейшем эти идеи, взгляды на мир сыграют не последнюю роль в истории Китая.
На развитие духовной жизни Китая также повлияла эволюция общественно-политических взглядов Сунь Ятсена.
Меликестов А.В. при описании идеологии Сунь Ятсена, указывает «политическая реальность Китая этих лет заставляет Сунь Ятсена осознать невыполненность в ходе Синьхайской революции его лозунга народовластия, попытаться понять причины этого, наметить пути достижения подлинного народовластия. Анализ этих причин отражает важные стороны его политической концепции. Он писал о после синьхайских событиях: «И вот китайский народ, который сравнивают с морем ничем не связанных между собой песчинок, вдруг был возвышен до положения носителя верховной власти в республике. Не удивительно, что он оказался неподготовленным к этому...» Мысль о неподготовленности китайского народа к демократическим формам государственной жизни высказывалась им неоднократно, и во многом эта мысль похожа на высказывания деятелей консервативного лагеря. Однако подход Сунь Ятсена, совпадая с консервативным в констатации политических реальностей, отличается от него своим политическим оптимизмом, призывом к углублению демократических преобразований, верой в демократические потенции китайского народа».
Исходя из анализа развития 19 века можно прийти к выводу, что внедрение мировой цивилизации в Китайскую историю дало огромный толчок для развития Китая. Ценности европейского мира насильственно и глубже проникали в различные сферы Китая. Различные регионы Китая на протяжении всего 19 века становятся главными элементами мирового рынка. Это все приводит к том, что традиционный Китай постепенно становился «полукапиталистическим».
Показать больше