Фрагмент для ознакомления
2
Целью данной работы является рассмотрение интуиции и ее роли в познании объективного мира.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что проблема интуиции всегда была интересной для философов. Особенно в настоящее время, когда меняются процессы и глобализация становится общемировой тенденцией. Это меняет подходы, процессы понимания мира. Просто теоретический подход, или подход, основанный на эмпирических данных, уже не является исчерпывающим. Поэтому интуиция как вариант познания объективного мира в настоящее время крайне актуальна.
В работу мы опирались на труды таких авторов, как Вундт В. М., Бессонов Б Н., Аблеев С. Р. Также в работе мы использовали источники – произведения Гегеля и Шеллинга, для анализа термина «интуиция» у данных философов.
Немногие проблемы в философии в своем развитии претерпевали изменения и постоянно анализировались. Вопрос о природе интуиции часто был предметом острой полемики между представителями материализма и идеализма. Вокруг рассматриваемого вопроса всегда формировался целый круговорот часто исключающих друг друга теорий. Но без принятия во внимание исторических и философских теорий нельзя было бы проанализировать сложно развитие взглядов на интуитивную природу и сформировать научное диалектическое и материалистическое представление о ней. Итак, историко-философский анализ в исследование темы интуиции – это логически оправданная тема. При этом следует не только поставить вопрос о важности исторической эволюции теорий интуиции, но и сделать выводы, которые помогают говорить об интуиции как об одной из актуальных вопросов современного научного познания.
Для начала рассмотрим несколько определений интуиции. Так, она представляется как «непосредственное усмотрение», то есть знание, которое формируется без осознания способов и обстоятельства его получения. То есть это некое озарение, которое постигает человека, когда он осваивает ту или иную деятельность. Интуиция – это источник и способ познания.
В истории философии термин «интуиция» всегда включал в себя разные составляющие. Так, интуиция понималась как способ непосредственного интеллектуального знания. Уже в Античность интуиции стали придавать важную роль. Впервые черты проблематика в вопросе об интуиции была в учениях Платона и Аристотеля. Но именно здесь отвергается чувственная основа интуитивного познания. Интуиция переносится в том время в область абстрактного мышления и как вид теоретического знания становится гносеологической проблемой.
Изначально интуиция трактуется как восприятие. То есть это то, что мы видим или воспринимаем, если смотрим на определенный объект или его пристально изучаем. Но уже с Платона создается противоположность между интуицией и дискурсивным мышлением. И здесь интуиция воспринимается уже как божественный способ познания чего-нибудь только одним взглядом, в один миг, вне времени. Дискурсивное же мышление представляет собой познавательный способ, когда в ходе рассуждения происходит расширение аргументации.
Платон, например, говорит, что созерцаний идей (прообразов вещей чувственного мира) – это способ непосредственного знания, которое наступает как внезапное озарение, которое предполагает длительную подготовку ума.
У Аристотеля тема интуиции связана с основательностью познания науки. Данная точка зрения была близка и средневековым авторам.
Фома Аквинский определяет интуицию как «царство высшей истины», У. Оккам – как фундамент абстрактного или дискурсивного знания.
Но философы Античности и Средневековья еще не дают научного определения термину «интуиция».
Представители философии Нового времени и немецкой классической философии делают важные решения в отношении понятия интуиция. В истории философии часто чувственные формы познания и мышление противопоставляются.
Рене Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция...».
Интуиция представляет как высшее проявление интеграции знания, и притом знание это интеллектуальное, поскольку в акте интуиции разум человека одновременно и мыслит, и созерцает. Декарт связывает интуицию с логикой, полагая, что логика не может существовать без исходных положений. По Декарту, интуитивное и дискурсивное знание не противопоставляются друг другу. Одновременно с этим, интуитивное знание – это наиболее совершенный вид познания.
Согласно Бенедикту Спинозе (XVII век, мыслитель-материалист, Голландия), существует специфический способ рационалистического понимания интуиции. Внутри рационализма намечаются иногда трудноуловимые тенденции в анализе интуиции.
Готфрид Лейбниц, являясь основоположником идеалистического плюрализма, полагает, что самоочевидность и ясность идеи уже не являются характеристиками интуиции. Интуиция, по мнению Лейбница – это познание, при котором человек мыслит в общности все признаки, которые характерны для конкретного предмета. Интуиция представляет собой высший познавательный уровень, который позволил бы субъекту познавать все истины. Высшим критерием истинности является тождественный принцип, который априори уже включает в себя интуицию. Значит, рациональная интуиция – это критерий к утверждению опытного характера и критерий истинности актов рассудочного мышления, когда четко соблюдены логические законы.
Джон Локк, как основоположник сенсуалистической теории познания, выбирает другой способ понимания интуиции. Философ полагает, что знание формируется опытом и включает в себя созерцание умом своих идей. Поскольку есть разные способы этого процесса, значит, есть и разные познавательные способы. Самым достоверным способом является интуитивное познание, когда ум постигает соответствие или несоответствие идей независимо от них самих. Интуитивное познание должно быть признано самым совершенным из всех типов познания.
Кант полагал, что интуиция – это источник знания. И «чистая» интуиция – это источник знания. Из нее начинается абсолютная уверенность. И. Кант полагал, что разум человека, как и рассудок, не имеет непосредственного или интуитивного усмотрения истины. Но интуитивное созерцание есть
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Аблеев С. Р. История мировой философии : учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.
2. Багдасарьян Н. Г. История, философия и методология науки и техники : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян ; под общ. ред. Н. Г. Багдасарьян. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 383 с.
3. Бессонов Б. Н. История философии : учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 278 с.
4. Бессонов Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.
5. Вундт В. М. Введение в философию : учебник для вузов / В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.
6. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. 3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т. 1–3. М., 1970–1972.
7. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб. 1997.
8. Ковалев В.И. Шеллинг. В поисках абсолюта. //http://www.hegel.ru/shelling.html
9. Литвинова А. Л. Роль интуиции в научном познании // Философия о предмете и субъекте научного познания. / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разееева Санкт-Петербург:Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C.135-150.