Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Двумя основными составляющими социального существования каждого человека и способом его жизни, являются деятельность и общение. Учитывая то, что общение представляется сложным, многосторонним процессом, его можно рассматривать как образование, в котором выделяются отдельные стороны, сочетающиеся в его структуре.
В современный век информационных технологий, общение приобретает новые возможности для того, чтобы стать средством психологического воздействия. Средства массовой информации выходят на первые позиции в процессе передачи и донесения информации до индивида. Практически, каждый человек, в той или иной мере, испытывает воздействие на собственное сознание средств массовой информации (СМИ). Учитывая, что в коммуникации, зачастую, происходит влияние не только на сознание, но и на подсознание субъектов взаимодействия. Кроме того, благодаря телевидению и Интернету, доступность каждого отдельного индивида повышается, возможность передачи любой информации получает широкое распространение, современные СМИ становятся доступным и удобным инструментом массовой коммуникации.
1.Определение коммуникативной стороны общения
Выделяют три взаимосвязанных компонента общения: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Эти структуры определяются как функции, реализующиеся в совместном взаимодействие людей. Так, коммуникативный компонент общение или коммуникация представляет собой обмен информацией между взаимодействующими индивидами; интерактивный компонент включает в себя организацию взаимодействия между общающимися индивидами (обмен знаниями, идеями, действиями и др.); перцептивный компонент отражает особенности восприятия партнеров по общению и построение на основе этого восприятия, общего взаимопонимания. Эти компоненты существуют в сочетании друг с другом, и выделить их можно лишь при непосредственном анализе процесса общения .
В качестве определения общения, Слободчиков В.И. и Исаев Е.И. приводят описательное определение Б.Д.Парыгина, в котором обозначены основные стороны или функции общения. Оно определяется как сложный, многоаспектный процесс, который может представлять собой одновременно процесс взаимодействия индивидов, информационный процесс, отношение индивидов друг другу и процесс взаимовлияния друг на друга а также процессы переживания и взаимопонимания друг друга .
Общение как обмен информацией или коммуникация – это общение, реализующееся в совместной деятельности индивидов, которые обмениваются между собой всевозможными мыслями, идеями, чувствами характеристиками и др. В то же время, общение не равно передаче сообщений или даже не является равным обмену информации, ибо информация в общении не только передаётся, но и уточняется, развивается, выстраивается, оформляется и др. В связи с этим, коммуникативное сообщение это, в любом случае, процесс построения новой информации, общий для общающихся людей и формирующий их общность. Базовой предпосылкой общения представляется сам факт наличия индивидов, способных выстроить определенный контакт между собой, поэтому и самой элементарной формой межличностного общения является взаимодействие двух индивидов, формирующих взаимосвязанный диалог .
Передача любой информации становится возможна через знаковые системы. В науке выделяются вербальная коммуникация, когда знаковой системой является речь и невербальная коммуникация, в которой используются различные неречевые знаковые системы (см.Приложение 1).
Нужно сказать, что самым уникальным и универсальным средством коммуникации всё же является речь, процесс взаимодействия человека с другими индивидами через естественный язык. Язык как явление имеет общественно-исторические и социальные корни, так как разные условия исторического пути развития, формируют разную лексику, разный строй языка. Таким образом, эффективность общения предполагает, что субъекты взаимодействия «говорят на одном языке». Здесь также могут иметь значение такие факторы как образование, общая культура, культура речи и др. .
Речь делится на внешнюю и внутреннюю, и, несмотря на то, что вербальное общение посредством языка является универсальным, но любое взаимодействие дополняется употреблением невербальных средств общения. Невербальные средства общения представлены четырьмя формами: кинесика, пара- и экстралингвистика, проксемика и визуальное общение. Каждая из этих форм использует свою знаковую систему.
Кинесика предполагает использование жестов, мимики, пантомимики, поз, в которых заключены различные эмоциональные реакции и другие сообщения, позволяющие сделать общение более выразительным. Язык кинесики, по мнению СЛ.Рубинштейна, это подтекст к определенному тексту, который важно знать, чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения открывает внутреннее содержание во внешнем действии, а наши выразительные движения – это метафоры .
Паралингвистика характеризует вокализации, различные аспекты качества голоса, его диапазон, тональность и т.д. Экстралингвистика предполагает включение в речь пауз, вкраплений,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Браун Дж.Ф. Техники воздействия: от пропаганды до промывания мозгов – М.: АСТ, 2002. – 280 с.
2. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.: Центр политического консультирования «Никколо М», 1999.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 240с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинтейн. – СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
5. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса / Е.И.Шейгал //Дисс. на соискание ученой степени доктора филол. наук. -. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2000.