Фрагмент для ознакомления
2
По мере развития средств массовой информации, информационных технологий и техники информационное противоборство в мире становится всё более масштабным и результативным. Массированное использование информационных ресурсов, превысивших по своим объемам все мыслимые пределы, позволяет управлять общественным мнением вплоть до изменения системы ценностей широких масс населения. Поворотным пунктом в развитии как теории пропаганды на противника, так и совершенствования практики применения психологии для разложения войск противника в больших масштабах, подрыва морального состояния народа в стране противника явилась Первая мировая война [Информационный фронт 2017]. Этот не только количественный, но и большой качественный скачок был обусловлен появлением материально-технических средств для размножения листовок миллионными тиражами, авиации для быстрой доставки печатной продукции адресату и, наконец, распространением грамотности среди большинства населения стран, принимавших участие в войне. Именно поэтому Первая мировая война явилась первой медиавойной.
В ходе войны впервые были созданы штатные специальные органы, занимающиеся вопросами организации и ведения пропаганды на войска и население противника. Образованное в 1915 г. Общество сближения с Англией, так же как и учрежденные в последующем Общество английского флага и Бюро английской пропаганды выполняли те же задачи, которые в настоящее время возлагаются на так называемые зарубежные некоммерческие организации (НКО), являющиеся элементами технологии «мягкой силы», основного прикрытия для осуществления разведывательных, подрывных и информационно-психологических операций. Таким образом, Запад 100 лет назад в борьбе за умы людей использовал те же методы, что и в настоящее время.
Несмотря на очевидную важность информационного воздействия и его применение всеми воюющими сторонами на практике уже с древних времен, именно глобализация привела к качественным изменениям в этой сфере. Глобализация оказала существенное влияние не только на экономическую сторону жизни всех государств на планете, она привела к значительному возрастанию роли и значения информационных систем, в том числе в военной области. Наряду с традиционной гонкой вооружений развернулась ожесточенная борьба за информационное превосходство. Именно в вооруженных конфликтах масштабы манипулирования информацией увеличиваются многократно, так как возможности по проверке реальности совершившихся событий резко уменьшаются, если вообще не сводятся практически к нулю из-за действий пропагандистского аппарата, цензуры, служб дезинформации.
Технологии воздействия на общественное сознание через органы СМИ - комплексы методов, приемов, использующихся в СМИ для оказания информационно-психологического воздействия на личность, группу людей и население страны. Эти технологии могут с одинаковым успехом применяться и как средство укрепления психологической стабильности общества, и как оружие для ее разрушения, в зависимости от целевых установок инициатора информационно-психологического воздействия и от потенциала, желания объекта воздействия принять эти установки или защищать себя от внешнего информационного «давления».
Технологии информационно-психологического воздействия в СМИ используются государством не только против внешнеполитических оппоне
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бондарев. США готовят плацдарм для дестабилизации в Сирии. 2017. URL : news.rambler.ru/politics/38693699-bondarev-ssha-gotovyat-platsdarm-dlyadestabilizatsii-v-sirii/?utm_source=head&utm_ Гриняев С. Н. Поле битвы – киберпространство. Минск : Харвест, 2004. - 424 с.
2. Быстрицкий А. Возрождение вида: «Гражданская журналистика против «профессиональной»: кто и как влияет на самосознание общества» // Власть. 2015. № 19 (1124). С. 26.
3. Информационный фронт Первой мировой войны // Первая мировая война 1914–1918 годов. Т. 6. М. : Кучково поле, 2017. С. 257–289.
4. Информационная война. URL: www.modernarmy.ru/article/282/informacionnayavoina Ковалев В. И. Программа управления процессами модернизации в военной сфере в условиях неопределенности представлений о военных конфликтах будущего // Информационные войны. 2012. № 4 (24).
5. Коупленд Н. Психология и солдат. М. : Воениздатб 1991. С. 69. Костюхин А., Горбунов Г., Сажин А. Информационные операции в планах ВС США // Зарубежное военное обозрение. 2007. № 5. С. 7.
6. Люлько Л. Как США посадили Россию на героин. URL : topwar.ru/36131-kakssha-posadili-rossiyu-na-geroin.html. Малышев В. Использование возможностей средств массовой информации в локальных вооруженных конфликтах. 2000. № 7. С. 2–8.
7. Невидимый фронт вооруженной борьбы. 2013. URL : topwar.ru/36361- nevidimyy-front-vooruzhennoy-borby-informacionnye-operacii-voboronitelnyh-i-nastupatelnyh-doktrinah-armii-kanady.html О стратегии национальной безопасности США. 25.03.2015. Сайт Совета Безопасности Российской федерации. URL : www.scrf.gov.ru/news/865.html).
8. Панарин И. Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М. : Поколение, 2012. URL : propagandahistory.ru/books/Igor-Panarin_SMI--propaganda-iinformatsionnye-voyny/ Первая сетецентрическая война. 2013. URL : topwar.ru/34855-pervaya-setecen tricheskaya-voyna.html
9. Прокофьев В. Ф. Проблема психотронного оружия и психотронной войны. URL : csef.ru/ru/oborona-i-bezopasnost/348/1965 США создают из боевиков ИГ новые вооруженные формирования // РИА Новости. 16.12.17. URL : news.mail.ru/politics/31981267/?frommail=1
10. Уровни национальной безопасности в кризисах и конфликтах ХХI века / под ред. А. В. Загорского, Н. П. Ромашкиной. М. : ИМЭМО РАН, 2015. С. 88.
11. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М. : Изд-во АСТ, 2008. - 352 с.
12. Amerikans Views of Russia, Putin Are Worst in Years, Gallup. URL : www.gallup/ com/poll/167402/amtrikans-views-russia-putin-worst-years/ Cataloging in Publication Data, RAND (Firm), 1998. URL : www.rand.org/ content/dam/rand/pubs/monograph_reports/2009/MR964.pdf
13. Molander R. C. Strategic information warfare rising war // Roger C. Molander, Peter A. Wilson, B. David Mussington, Richard Mesig. Library of Congress.