Фрагмент для ознакомления
2
К рондо не могут быть отнесены такие формы, в которых хотя и прослеживается чередование неоднократно возвращающейся главной темы с другими эпизодами, но это чередование не является основным принципом данной формы (к примеру – сложная трехчастная, трех-пяти-частная). Как отмечает Л. Мазель, «…в этих случаях в сочинении есть некоторый элемент рондообразности, но оно не может быть отнесено к форме рондо» [3, C. 269]. По мнению исследователя, типичное рондо базируется на «неоднократном контрастном сопоставлении и неоднократной репризной повторности» [3, С. 271]. В связи с этим, Мазель предлагает рассматривать рондо, как цепь трехчастных форм, где реприза предыдущей трехчастной формы может считаться одновременно и первой частью последующей трехчастной формы.
Как жанр, рондо берет истоки из французской хороводной песни-танца, связанного с круговым движением, музыка которой отличалась жизнерадостным и народно-песенным, игровым характером, подвижным темпом. Как принцип формообразования, рондо действует как в пределах самой формы, так и в качестве дополнительного композиционного средства в других формах (сложная трехчастная, сюитная). Как отмечает В. Холопова, «…рондо, как форма, и связана с жанром рондо, и относительно автономна, встречается не только в подвижной музыке, с чертами песенности и танцевальности, но и в медленных, психологически глубоких пьесах и частях. Она жанрово неограниченна, и помимо всевозможных инструментальных жанров, свойственна песням и романсам, хорам, номерам опер и балетов, развернутым оперным сценам» [9, C. 92].
Структура формы рондо определяется наличием главной повторяющейся темы, именуемой рефреном и чередующихся с ним разделов, имеющих самостоятельное и не повторяющееся в других частях содержание – эпизодов. Минимальным количеством частей в рондо – пять, известное максимальное – семнадцать. Рефрен, как правило, проводится в главной тональности, по меньшей мере три раза, так как он неоднократно возвращается. При повторениях рефрена вполне допустимо его варьирование, которое не выходит за рамки простой фигурационной обработки. Эпизодами могут быть названы все темы, кроме главной, независимо от их структуры, звучащие в подчиненных тональностях. Большинство исследователей схематично обозначают форму рондо следующим образом:
А В А С…А
Исследователи по-разному подходят к вопросу классификации рондовых форм. Важным здесь является теоретический и исторический подход к рондо как к форме, прошедшей длительную эволюцию.
Исследователь Т. Кюрегян указывает на высокую позицию, которую занимает рондо в общей иерархии форм. Это обусловлено многотемностью формы и наличием «модуляционных переходов», которые меняют характер внутренних связей. Существует множество разновидностей форм разной протяженности и планировки, построенных по «рондовому типу». Кюрегян выделяет две обширные группы форм, отличающихся по количеству тем: малые и большие рондо. Как отмечает исследователь, «…понятием малого рондо обобщаются однотемные и двухтемные формы, понятием большого рондо – многотемные формы» [2, С. 69]. В однотемных рондо изложение самой темы и ее повторение связываются модулирующим ходом. Схематично:
ТЕМА –> ХОД –> ТЕМА.
Тематическим условием хода в таких рондо Кюрегян называет его тематическую невыраженность, а также выведение мотивов из самой основной темы, отвечающее требованию однотемности. Рондовое качество в такой форме определяется наличием хода, однако ограниченность одной темой придает некоторую малоразвитость. В чистом виде однотемное рондо встречается довольно редко. Как отмечает Т. Кюрегян, «…однотемное рондо – это простейшая форма, где принцип рондо уже дает о себе знать, но еще далеко не реализует свой весьма богатый формообразующий потенциал» [2, С. 70]. Другой тип – двухтемное рондо - базируется на чередовании главной и побочной тем, связанных ходами. Схематично:
ГЛ. ТЕМА –> ХОД –> ПОБ. ТЕМА –> ХОД –> ГЛ.ТЕМА.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Задерацкий, В. Музыкальная форма / В. Задерацкий Ч.1. - М.: Музыка, 1995
2. Кюрегян, Т. Форма в музыке XVII-XX веков / Т. Кюрегн. - Москва "ТЦ Сфера" 1998 г. – 345 с.
3. Мазель, Л. Строение музыкальных произведений / Л. Мазель. - Учеб. пособие. - 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Музыка, 1979. — 536 с.
4. Мазель, Л.А., Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм- - М., Музыка, 1967. – 752 с.
5. Музыкальная форма. /Ред. Ю.Н. Тюлин / Издание второе. – М.: Музыка, 1974. – 361 с.
6. Праут, Э. Музыкальная форма / Э. Праут. – Москва: П. Юргенсон, 1917.
7. Ручьевская, Е.А. Классическая музыкальная форма / Е. Ручьевская. — СПб.: Композитор, 1998. — 268 с.
8. Способин, И.В. Музыкальная форма / И. Способин. - 7-е изд. – М.: Музыка, 1984. – 400 с
9. Холопова, В. Формы музыкальных произведений: учеб. Пособие для вузов искусств и культуры / В. Холопова; Моск. Гос. Консерватория им. П. И. Чайковского. – СПб.: Лань, 2001. – 489 с.
10. Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений. Рондо в его историческом развитии - Часть 1 / В. Цуккерман. - Учебник. — М.: Музыка, 1988. — 175 с.
11. Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений. Рондо в его историческом развитии. Часть 2 / В. Цуккерман. - Учебник. — М.: Музыка, 1990. — 128 с.