Фрагмент для ознакомления
2
Введение.
Повышение общего уровня конфликтности современного общества способствует значительному проявлению интереса науки к проблеме конфликта. Данная проблема всегда являлась, так или иначе, актуальностью для общественности. Конфликт - это некая перчинка в разрешении существенных противоречий, которые возникают в ходе взаимодействия субъектов конфликта, содержащийся в их противодействии, которому обычно сопутствуют негативные эмоции. В семье люди тесным образом взаимодействуют между собой долгое время, следовательно, в таком построении тесного взаимодействия возникают споры, кризисы, конфликты.
В русской литературе множество раз поднималась тема проблемы отцов и детей. Эта вековая непрекращающаяся борьба старого и нового, где новое побеждает не всегда, и сложно сказать, плохо это или хорошо. В семье, помимо этого, от своих родителей, ребенок приобретает первичные знания о жизни, о человеческих взаимоотношениях, потому, на основе взаимоотношений в семье меж детьми и родителями, формируется будущее отношение ребенка к другим людям, его нравственные принципы.
Конфликт детей и родителей - самый известный, чаще всех встречающийся в нашей жизни конфликт. Но, специалисты - педагоги и психологи, в какой-то мере обошли его своим вниманием. Данная проблема обычно рассматривается в совокупности с наиболее крупными исследованиями возрастных кризисов (И. Кон), семейных отношений (В. Шуман), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Спиваковская, А. Ушатиков). Но, все же нет такой семьи, в которой не возникали бы конфликты меж детьми и их родителями. Даже в счастливых семьях конфликтные взаимоотношения с родителями встречаются в 30% случаев (И. Горьковая).
Как считает И. Ю. Кулагин, проблема взаимопонимания детей и родителей зарождается на раннем этапе воспитания. З. Фрейд, в своем психоанализе, воздействие родителей на психическое развитие ребенка ставит в основе его. У ребенка, в первые годы его жизни, с родителями связаны важнейшие ранние переживания.
Конфликты меж детьми и родителями, которые регулярно встречаются в социальной среде, сопровождают взросление ребенка, формирование его личности. Почему зарождаются конфликты между детьми и родителями? Чтобы ответить на данный весьма острый вопрос нужно познать саму природу конфликта и понять, как его урегулировать.
1. Конфликт и его причины.
Конфликт является отображением субъективных или же объективных расхождений, выражающихся в сопротивлении сторон. Данный способ является самым острейшим для разрешения существенных расхождений, которые проявляются в ходе взаимодействия.
Чтобы осознать, понять причины зарождения конфликтов между детьми и родителями, необходимо вернуться в прошлые дни, посмотреть:
- как выстраивались их отношения;
- каковы ошибки были допущены в воспитании ребенка, программируя его жизненный сценарий;
- какие виды семейного воспитания реализовались;
- верно ли взрослые применяли поощрения, наказания детей;
- и наиважнейшее: родители проявляли любовь к своему ребенку, или всего лишь жалели его, относились как к беспомощному существу.
Только после этого возможно приступить к налаживанию добрых, бесконфликтных отношений взрослых и ребенка.
В каждом противоборстве и столкновении интересов, а также в конфликтах взрослых и детей, любая сторона стремится упрекнуть в сложности взаимоотношений свою противную сторону: ребенок винит во всем родителей, родители винят ребенка в неуважении, нелюбви к ним. Создается безвыходная ситуация, которая многократно повторяется и не приводит к разрешению конфликта.
Для начала, участникам конфликта следует понять суть происхождения проблемы в себе, во взаимоотношениях, а не искать причину в стороне противоборствующей.
Каковы же обстоятельства, которые чаще всего являются причиной взаимодействия ребенка и родителей, способствующие возникновению конфликтной ситуации.
Существуют гармоничная и дисгармоничная модель внутрисемейных отношений. Гармоничной модели отношений в семье характерны: взаимопомощь, сотрудничество, равноправие каждого члена семьи, гибкое оценивание и поведение обусловлено от ситуации и их состояния, становление семейного «мы», побуждение развития индивидуальности. Такая модель семейных отношений побуждает взрослых быть ребенку товарищем, деликатно направлять его поведение, поощрять, хвалить, одновременно делясь советами, допускать обсуждение собственных распоряжений, не акцентировать свое положение руководителя. Это семья демократического стиля воспитания ребенка.
Семье дисгармоничной модели свойственны: натянутые взаимоотношения, отчужденность, напряженность, сложность в подборе оптимального способа общения, длительное нарушение психологической среды. Не учитываются эмоции, чувства другого человека, держатся друг от друга на расстоянии. Такое невыносимое положение приводит к невротическому противодействию членов семьи, зарождению чувства непрестанного беспокойства у ребенка.
Родителям следует прийти к пониманию, что их дочь или сын - личности самостоятельные, исключительные, и им не следует проживать свою жизнь и совершать поступки, руководствуясь потребностями, ожиданиями, желаниями родителей.
Несомненно, дети должны с уважением и почитанием относиться к своим родителям, однако не следует ждать от них принятия нынешних приоритетов, жизненных ценностей, взглядов. Каждому поколению, как и каждому человеку, свойственно собственное миропонимание, восприятие, как всего мира, так и себя, других людей.
Взрослый и ребенок, чувствуя и понимая, как себя, собственные потребности, желания, так и других людей, не имеет значения кто это - родитель или же ребенок, исключая малейший намек на юношеский максимализм, эгоцентризм, в межличностных отношениях достигнут, взамен пустой и разрушающей конкуренции, разумного диалога, взаимопонимания, сотрудничества.
В совокупности с разрушающей игрой необходимо разрушить стереотипы вечных конфликтов, противоборств и проблем во взаимоотношениях детей и родителей, стереотип «Отцов и детей».
Для начала, следует прийти к пониманию условий поведения при возникновении конфликтной ситуации, а именно, конфликта детей и родителей.
Существующие разнообразные объяснения конфликта акцентируют факт противоречия, принимающего форму несогласий, когда ведется речь о человеческом взаимодействии, конфликт может быть явным или скрытым, однако его основой является отсутствие взаимопонимания. Таким образом, конфликт можно определить, как отсутствие взаимопонимания меж двумя и более сторонами - группами или лицами. Любая из сторон делает все для принятия ее цели или точки зрения, и выстраивает всяческие помехи противоположной стороне для осуществления того же самого.
Конфликт - это конфронтация сторон, сил, мнений, переход конфликтной ситуации в открытую конфронтацию.
Конфликт - это противоборство за ценности, претензии на конкретные ресурсы, власть, статус, целенаправленное нанесение ущерба сопернику, нейтрализацию или его уничтожение.
Типы конфликтов по причинам:
Конфликт целей - различное видение сторонами желаемого состояния объекта в перспективе.
Конфликт во взглядах - расхождение сторон в мыслях и идеях по решаемому вопросу - для разрешения данного конфликта необходимо больше времени, нежели достижение взаимопонимания в конфликте целей.
Конфликт чувств - различие эмоций и чувств, лежащих в основании взаимоотношений меж участниками - люди являются раздражителями друг друга собственным стилем поведения.
Типы конфликтов по участникам:
Интрапсихический конфликт - это внутреннее противоречие психического мира личности, зачастую по природе являет собой конфликт взглядов или целей.
В интерпсихический конфликт вовлечены две или больше стороны, в случае их восприятия себя оказывающихся в противостоянии друг к другу относительно ценностей, расположений, поведения, целей каждой из сторон. Данный тип конфликта является более распространенным.
Конфликт внутригрупповой - большей частью это конфронтация меж членами или частями группы, воздействующая на групповой процесс изменения и итоги работы данной группы.
Конфликт межгрупповой являет собой оппозицию или конфронтацию двух, и более групп в организации. Возможна эмоциональная или профессионально-производственная основа. Характерна интенсивность.
Конфликт внутриорганизационный образуется большей частью вследствие планирования конкретных работ, в налаживании организации и в итоге формального назначения власти - существует линейно-функциональный, вертикальный, ролевой и горизонтальный.
Типы конфликтов по степени открытости:
Конфликты открытые большей частью возникают на деловой основе. Несогласие сторон относится к сфере производственной, и выражает разнообразные способы разрешения проблемы. Данные конфликты в некоторой степени безвредны.
Источником "тлеющих" конфликтов, скрытых, являются человеческие взаимоотношения. Значительное количество конфликтов, представляющихся деловыми, в действительности основаны на чувствах и человеческих взаимоотношениях. Данные конфликты затруднительно разрешаются - в случае урегулирования деловой части конфликта, напряженность переносится на иные проблемы с теми же сторонами.
Типы конфликтов по последствиям:
1.Конфликты функциональные имеют некоторые положительные последствия:
решение рассматриваемых вопросов методами, для всех сторон более подходящими, а участники ощущают свое сопричастность к их решению;
сложности в реализации решений сводятся к наименьшему количеству - необходимость поступать против воли, несправедливость, враждебность;
в перспективе расположение сторон скорее всего будет направлено на сотрудничество, чем на оппозицию;
уменьшение возможности выражения синдрома покорности и группового мышления;
улучшение качества принятия решений, выявление различных точек зрения, посредством конфликта у членов группы существует возможность проработать вероятные сложности до возникновения.
2. В случае отсутствия управления конфликтом, он становится дисфункциональным - существование негативных последствий:
увеличение текучести кадров, снижение производительности, плохой моральный климат, неудовлетворенность;
образование сильной преданности участников своей группе, представление как о "враге" о другой стороне, в перспективе уменьшение сотрудничества, сворачивание общения и взаимодействия конфликтующих сторон;
придание наибольшего значения победе над оппонентом, нежели решению существующей проблемы.
2.История изучения и подходы к изучению конфликта.
Конфликт играл и играет главную роль в жизни общества и в жизнедеятельности организации. В данной связи не удивительно, что исследование конфликтов - тема, которая привлекает интерес почти всех экспертов. В социальной психологии сформировались определенные традиции в исследовании конфликтов. Большой теоретический и экспериментальный материал, скопленный за практически вековой период, отображается в обилии подходов и теоретических платформ.
Условно выделяют 2 шага в истории исследования конфликта.
1-й шаг. Начало ХХ века - 50-е годы
2-й шаг. конец 50-х годов xx века.
На главном этапе психологов, как правило, интересовали или последствия конфликтов, или некие из обстоятельств, приводящие к нему, но не сам конфликт как системное социально-психологическое явление[30, с 156].
Авторы теоретико-игрового подхода за основу брали построение всепригодной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и методик ее разрешения, на образце стандартной игры " дилемма узника ". Решение установленных задач упрощают верно контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации объединяется к двум главным типам поведения: кооперативному и конкурентноспособному.
Показать больше