Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Обычно структуру общения характеризуют путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только мнениями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны.
Информационные коммуникации дают телефонную, радио и телевизионную связь пользователям. Одновременно с этим, общение людей – это также коммуникация.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретированию: весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологической знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важные характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации.
Целью данной работы является рассмотрение сущности общения как взаимодействия.
1 Сущность общения
Структура общения может быть схематично изображена следующим образом (рис. 1):
Рассмотрим некоторые важные моменты:
1) общение нельзя анализировать как отправление информации какой-то системой-передатчиком или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого движения информации между двумя устройствами здесь имеется в виду отношение двух личностей, каждая из которых – активный субъект. 2) характер информационного обмена между людьми, а не кибернетическими устройствами зависит от того, что при помощи знаковой системы участники могут влиять друг на друга. 3) коммуникативное влияние как итог информационного обмена информацией возможно в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают общей системой кодификации и декодификации.
4) условия общения могут создать совершенно специфические барьеры к общению. Данные препятствия не связаны с уязвимыми местами в каком-либо коммуникативном канале или с погрешностями кодирования и декодирования. Они связаны с социальными и психологическими особенностями .
2 Интерактивная сторона общения. Типы взаимодействий в общении
Интерактивная сторона общения представляет собой условное понятие, которое характеризует те элементы общения, которые связаны именно с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: ЭКСМО, 2015.
2) Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – М.; Воронеж. 2018. – 356 с
3) Галигузова Л. Н. Ступени общения / Л. Н. Галигузова. – М., 2017. – 215 с.
4) Немов Р. С. Психология: в 3 кн. Книга 1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016.
5) Свенцицкий А. Л. Социальная психология. - Москва : Проспект, 2009 - 332 с.