Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждое соглашение - это осуществление частной автономии, осуществление этой активной свободы, которая представляет собой необходимое допущение самого гражданского права. Как следствие, верховным принципом во всей этой области является принцип свободы договора. Вместе с началом частной собственности этот принцип служит одним из краеугольных камней всей современной гражданской системы. Разрушение этого принципа будет означать полный паралич гражданской жизни, ее гибель.
Это, однако, сильно осложняется тем фактом, что во всем современном законодательстве принцип свободы договора ограничен не только законом, но и некоторыми другими незаконными критериями. Как правило, это «общественный порядок» и «хорошая мораль». Таким образом, закон, как бы не доверяя своей бдительности, привлекает некоторые другие органы власти в качестве дополнительных контролеров. Но из чего они состоят?
Цель данной работы проанализировать такие понятия как: «общественный порядок», «добрые нравы» и «добрая совесть».
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды отечественных и зарубежных юристов, материалы из научных журналов.
Данная работа включает введение, основную часть, заключение и список использованной литературы
Понятие «общественного порядка», «добрых нравов» и «доброй совести».
Сначала мы обратимся к понятию «общественного порядка» (ordre public, öffentliche Ordnung). Образцом для введения этого ограничительного принципа был Кодекс Наполеона, который в своем искусстве. 1133 объявил, что любое действие, противоречащее общественному порядку, является незаконным (содержит «причину незаконного»). Вслед за этим концепция общественного порядка появляется в нашей первой части Кодекса законов (статья 1528) и включается в наш проект Гражданского кодекса всех редакций вплоть до текущего проекта обязательств (статья 50). Но, конечно, мы не найдем наиболее близкого определения этого понятия ни в одном из этих законодательных актов. Нет сомнений в том, что «общественный порядок» здесь понимается как нечто отличное от порядка, определяемого позитивным правом (включая административные приказы), а также от того, что требуется для «хороших манер». Таким образом, то, что не запрещено законами и не нарушает «добрых нравов», может противоречить «общественному порядку».
Что это? Мы бы тщетно искали однозначный ответ на этот вопрос. Как признается наиболее авторитетным из комментаторов французского кодекса, Лоран, в этом кодексе нет другой статьи, которая вызывала бы столько споров и недоумений, сколько указано в данной статье. 1 133; он сам также ограничивается сведением «общественного порядка» к еще более расплывчатой формуле «общественных интересов» («intérêt géné ral»). Авторы нашего проекта, защищая себя в объяснениях ко второму изданию от возражений, высказанных мной по этому вопросу, могут лишь сказать, что «могут быть сделки, которые не нарушают закон и которые не могут считаться аморальными в общепринятый смысл этого слова, но не соответствующий условиям общественной жизни ». Но очевидно, что, делая это, они еще больше затеняют вопрос, поскольку формула, которую они дают,« не согласуется с условиями Общественная жизнь "наконец-то раскрывает всю обширность и неопределенность понятия" общественный порядок "и в то же время его непригодность в качестве правового критерия.
Аналогичным образом, Швейцарский кодекс обязательств в ст. 20 только говорит о том, что договор недействителен, содержание которого невозможно, незаконно или нарушает добрые нравы; «общественный порядок» здесь не упоминается. Правда, это понятие найдено в предыдущей статье. 19, но только при определении тех случаев, когда соглашение, отклоняющееся от требований закона, не допускается: поэтому закон, регулирующий «общественный порядок», рассматривается как обязательная норма, quae pactis privatorum mutari non potest, и самый «общественный порядок» рассматривается как нечто, определяемое позитивными предписаниями закона. Очевидно, здесь мы имеем нечто совершенно иное, чем то, что нарисовано французским Кодексом или авторами нашего проекта.
В интересах нашего будущего Гражданского кодекса нам бы хотелось, чтобы концепция «общественного порядка», следуя примеру немецкого и швейцарского кодексов, была исключена из нашего проекта. Государство должно определять все, что необходимо для существования общественного порядка, по положительным требованиям закона, и тогда, конечно, все виды сделок, противоречащих общественному порядку, будут невозможны, поскольку они противоречат закон. Создать какой-то другой вид контроля с точки зрения «условий общественной жизни» означает
Показать больше