Фрагмент для ознакомления
2
Социально-педагогическое наблюдение требует некоторой подготовки: чтобы успешно изучать поведение, необходимо развить способность точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, язык, выражения лица) и, прежде всего, правильно учиться, интерпретировать их социальный смысл. Изучение поведения ребенка в семье не ограничивается случайными наблюдениями. Необходимо зафиксировать систему действий членов семьи, чтобы раскрыть реальные характеристики личности и закономерности ее формирования.
Наблюдение обычно проводится в живую, не влияя на ход деятельности и общение. При необходимости действия и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо разработать план, в котором будет указано, на что вам следует обратить особое внимание.
Разговор (в социально-педагогической работе) - это метод получения и исправления информации на основе словесного (словесного) общения с членами семьи, который является важным способом проникновения во внутренний мир человека и понимания его трудностей. Успех разговора зависит от заранее установленного контакта; по степени подготовки; способностью социального педагога построить разговор. Началу беседы предшествует краткое введение, в котором излагаются тема, цели и задачи опроса. Затем задаются вопросы самого простого и самого нейтрального значения. Более сложные проблемы, требующие анализа, размышления, активации памяти, находятся в центре разговора. Вопросы объединены по тематическим и проблемным принципам. В то же время переход на новое направление разговора должен сопровождаться объяснениями, смещающими внимание.
Анкетный опрос - это метод многократного сбора статистического материала посредством интервью с предметами. Анкета может быть предназначена для получения материалов, относящихся к теме напрямую или третьим лицам. Материал анкеты в основном раскрывает Финал закончен, а не динамика процесса. Применение метода вопросника ограничено при изучении эмоциональной и волевой сферы человека, поскольку словесные заявления об их предпочтениях и желаниях еще не являются эмоциональными переживаниями и волевыми действиями. Для успеха анкеты большое значение имеют нормальное состояние вопроса, определенный интерес и отсутствие пристрастия к тесту и доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. Содержание анкеты должно охватывать только одну конкретную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся причин выражения. Другие вопросы лучше всего сформулировать словами «почему да»? Это позволяет проводить не только количественный, но и качественный анализ при обработке полученных данных. При заполнении анкет используются следующие вопросы:
по фактам совести (выявление мнений, желаний, ожиданий, планов на будущее и т. д.); любое мнение, высказанное в этом случае, является оценочным суждением и носит субъективный характер;
на факты поведения (действия, действия, результаты деятельности);
социально-демографические факты (проблемы, раскрывающие пол, возраст, национальность, образование, профессию, семейное положение);
определить уровень осведомленности и знаний (вопросы по типу экзамена, содержащие задания, экспериментальные или игровые ситуации, для решения которых требуется, чтобы у субъекта были определенные знания, навыки, а также знание фактов, событий, конкретных имен).
Интервью включают предварительно подготовленные вопросы, адресованные каждой отдельной теме. Интервью организовано и направлено таким образом, чтобы максимально адаптировать
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акулова Е.Ф. Семьеведение: Учеб. пособие. Тольятти, 2007.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2002.
4. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов н/Д, 2004.