Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях развития мира усиливаются интеграционные процессы в различных сферах общественной жизни и деятельности государств. Это способствует формированию нового подхода к изучению права как одного из регуляторов большинства отношений. Как показывает анализ указанных процессов, мировое сообщество признает общеправовое значение принципа для сближения правовых систем государств мира. Именно поэтому исследователи из различных стран проявляют интерес к изучению и взаимному использованию опыта национальных законодательств и международно-правовых норм. Все это обусловливает растущее значение компаративистики как науки.
Еще в античные времена исследователи-юристы использовали сравнительное правоведение. Так, например, изучение 153 конституций греческих государств и конституций варварских народов позволило Аристотелю написать классическое произведение – трактат о политике. После изучения законов Великой Греции в 450 г. до н. э. были сформулированы законы 12 таблиц Рима. Во времена средневековья велась постоянная дискуссия о преимуществах канонического и римского права.
В современном меняющемся мире ведущей становится роль науки и исследовательской деятельности, направленной на изучение различных процессов и явлений, происходящих на планете, с учетом их регуляции посредством права. Особое внимание уделяется институтам общественного управления государством и правом, которые являются основными факторами регулирования жизни как общества в целом, так и каждого индивида.
В настоящее время каждый регион планеты характеризуется определенным отличным укладом жизни, правовое регулирование которого осуществляется с учетом аспектов развития того или иного общества. Особенности, присущие каждому обществу, сказались и на правовых школах, сформировавшихся в определенной общественной среде. Эти своеобразные особенности, основанные на действиях отдельных правовых институтов, лишь подтверждают многогранность современного мира.
1. История возникновения и основные этапы развития сравнительного правоведения
Для правоведения как системы по изучению различных правовых семей, государственных институтов характерен исторический подход к определению периода возникновения сравнительного правоведения, его развития на разных континентах с учетом особенностей существования того или иного народа. Следует отметить, что до сих пор среди ученых, изучающих эту проблему, нет единодушного мнения. Одни считают, что сравнительное правоведение имеет древнее происхождение (Законы 12 таблиц Рима и др..), другие придерживаются мнения, что оно возникло в XIX ст. В английской литературе отмечается, что основателем сравнительного правоведения был Ф. Бекон, во французской – Ш. Л. Монтескье, в немецкой – В. Лейбниц.
В XIX ст. уже широко использовали зарубежное право, изучали сравнительный метод и сознательно применяли его как науку. Именно этот период принято считать началом науки сравнительного правоведения, которая зародилась как сравнительно-историческое правоведение. В 1869 г. было официально признано существование сравнительного права и сравнительного метода в праве, когда в Париже было основано Общество сравнительного законодательства. То есть во второй половине XIX в. центр компаративистики перемещается во Францию. После проведения во Франции в 1900 г. 1-го Международного конгресса сравнительного права активность компаративистов повысилась 1, с. 107.
Негативные тенденции в отношениях между странами после Первой мировой войны препятствовали введению в университетские учебные планы курсов сравнительного правоведения. Однако в 20-30-х годах XX в. ситуация начала меняться. В 1934 г. Г. Паунд, отмечая тенденции в этой области, заявил, что, по его мнению, в будущем преподавание права будет основано на сравнительно-правовом методе: преподаватель должен постоянно на конкретных примерах показывать студенту, что ни одна из национальных правовых систем, никакая доктрина, концепция, норма или конструкция не могут предложить адекватного решения проблем, постоянно возникающих в повседневной жизни. Вторая мировая война также негативно сказалась на развитии сравнительного правоведения и его образовательных функций, в значительной мере затормозив этот процесс. А уже после окончания войны тенденции развития компаративистики были связаны со стремлением к созданию единой системы «европейского права».
Впоследствии развитие права было связано не только с деятельностью законодательных органов, но и судебной практикой, которая играла роль источников права. Еще в начале XX в. среди юристов развернулась дискуссия относительно предмета сравнительного правоведения и места этой отрасли права в юридической науке. Во второй половине XX в. в центре внимания юристов-компаративистов мира находились несколько комплексов проблем:
общетеоретические вопросы сравнительного права: предмет, цели, функции, основные аспекты;
сравнительное исследование основных правовых систем современности;
сравнительно-правовые исследования в рамках отраслевых юридических наук 4, с. 22.
Современное сравнительное правоведение стало «профессиональным» по сравнению с прошлыми годами, поскольку развивается на более глубокой профессиональной основе и привлекает широкий круг специалистов, которые занимаются исключительно его проблемами. Сравнительное правоведение все активнее проникает из чисто интеллектуальной сферы применения в прикладную. В частности, из сферы науки и образования оно в послевоенный период распространилось в области коммерции и индустрии, служа важным источником информации о мировых правовых системах для бизнесменов, политиков, чиновников.
Учитывая различные точки зрения исследователей и применяя метод синтеза и дифференцировки, можно определить этапы развития сравнительного правоведения.
Первый этап характеризуется отдельными попытками сравнительных исследований актов различных государственных образований. В частности, в трудах Платона «Законы», Аристотеля «Политика», английского ученого Дж. Фортескью,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бехруз Х. Введение в сравнительное правоведение: учебное пособие / Х. Бехруз. – Одесса: Юридическая литература, 2012. – 328 с.
2. Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. Учебное пособие: В 2-х томах. Т. 2 / В. Н. Карташов. – Ярославль: Изд- во ЯрГУ, 2016. – 544 c.
3. Марченко М. Н. Правовые системы современности / М. Н. Марченко. – М: ЗЕРЦАЛО, 2011. – 476 с.
4. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения / Ю. А. Тихомиров. – М: Норма, 2016. – 432 с.
5. Харитонова А.И. Сравнительное право Европы. Основы сравнительного правоведения. Европейские традиции / А. И. Харитонова, Е. А. Харитонов. – Х: Одиссей, 2012. – 567 с.
6. Цвайгерт К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права / Пер. с нем.: В 2-х т. – Том I. Основы: Пер. с нем. / К. Цвайгерт, Х. Кетц. – М. : Междунар. отношения, 2011. – 480 с.