Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день продолжают развиваться основные правовые семьи (системы) современности. Наблюдается подъем религиозной активности, что обусловлено нестабильностью современной экономической и политической ситуации.
Следовательно, происходят и изменения в правовых семьях современности, особенно тех, которые основаны на религиозных нормах.
Правовая семья – это исторически обусловленная формально-правовая общность источников и системы права, нормативная общность, а также общность правового понятийного аппарата с присущим ей специфическим типом юридического мышления.
Существует три похода к определению правовой семьи:
исторический, основанный на схожести особенностей исторического формирования (А. Эсмен)
стилевой, в основе которого лежит стиль юридического мышления (К. Цвайгерт)
формально-юридический, опирающийся на сходство правовых нормативов (Р. Давид).
Дробление всей совокупности правовых систем на конкретные группы - одна из главных проблем сравнительного правоведения. Наиболее популярная и в большей степени признанная классификация, сформированная французским ученым Рене Давидом. Его подход основан на сочетании идеологии и юридической техники. Ученый выделил три правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую. То, что не входило в эти три семьи, а примыкало к ним, он обозначил как “религиозные и традиционные системы”.
Качественно иную классификацию сформировали К. Цвейгерн и Г. Котц в своей работе “Введение в правовое сравнение в частном праве”. В основу подхода был положен критерий “правового стиля”, что базировался на происхождении, эволюции правовой системы, своеобразии мышления, специфических правовых институтах, природе правовых источников и иных факторах.
В данной работе выделены следующие правовые круги: индусское право, романский, право ислама, германский, социалистический, англоамериканский, скандинавский. На базе критерия общественно-экономической формации К. Маркс и Ф. Энгельс разграничили право на рабовладельческое, социалистическое, феодальное, буржуазное. Компаративисты Дж. Мэрримен и Д. Кларк, как основной критерий классификации использовали правовые традиции, и таким образом выделили три основные правовые семьи - континентальное, общее и социалистическое право - и иные. Для А. Леви-Ульмана критерием классификации правовых систем стало влияние разнородных правовых источников. Базируясь на этом, он определил: систему континентальных стран, англосаксонскую систему, т.е. систему «обычного права», исламское право.
Одной из наиболее важных и заметных в науке попыток сформулировать общую классификацию правовых систем сделал Дж. Вигмор в работе «Панорама правовых систем мира». Он выделил шестнадцать основных правовых систем, при этом не предлагая точных критериев разграничения: англиканская, египетская, романистская, месопотамская, церковная, иудейская, морская, китайская, индусская, германская, греческая, римская, японская, мусульманская, кельтская, славянская. Ещё один вариант классификации сформулирован учёным А. Х. Саидовым. Особо важными в его работе стали связанные между собой группы критериев: история правовых систем, система источников и структура правовой системы. По его мнению, именно такая совокупность критериев может в полной мере раскрыть специфику и отличия правовых систем. На этой базе он выделил семьи: общего права, романо-германская, скандинавская, латиноамериканская, социалистическая, мусульманская, индусская, обычная, дальневосточная .
Рассмотрим классификации подробнее. Согласно часто встречающемуся мнению, иудаизм – это узконациональная религия. Однако, принять иудаизм может каждый. В данном случае используется понятие «прозелитизм», которое впервые было применено в отношении к лицам, принявшим данную религию сознательно и не являющимся евреями .
Обращение в идуаизм было распространено до появления ислама и христианства.
Можно привести пример обращение хазар в VIII веке н.э. Также существует пример американского консула в Эрец-Исраеле (земля Израиля-иврит), назначенного в 1844 г. американским консулом в Иерусалиме. Квакер Уордер Крессон (1798-1860), который в 1848 г. перешел в иудаизм, приняв имя Михаэль Крессон Боаз Исраэль .
Отсюда можно заключить об отсутствии принадлежности к национальности иудейской правовой семьи. Религиозное право данной группы подразделяется на направления:
раввинисты;
караимы;
самаритяне.
Основой религиозного права всех групп является идеология:
общности происхождения и эволюции;
представлений о месте и роли права в жизни общества и государства;
особенностей теории и практики определения источников права;
Показать больше