Фрагмент для ознакомления
2
В Европе право рассматривается как комплекс правил, установленных законом. Что касается стран британского содружества, то оно выступает для них результатом рассмотрения спора в суде. Кроме этого закон не будет считаться общеобязательным правилом, пока на практике он не будет апробирован и не накопится соответствующий опыт по его применению. В семье используются также обычаи. Однако они обладают второстепенным значением.
Юридическая доктрина в семье недооценивается, поскольку право больше связано с деятельностью судов, чем ученых. Одной из отличительных черт этой группы считается прагматичность. Это значит, что любой спор должен быть разрешен даже в отсутствие соответствующей нормы. Английское право казуистично. Это обусловливается тем, что прецеденты имеют место по конкретным случаям.
Принцип, по которому разрешаются однородные дела, формируется после исследования всех доказательств и описания их признаков. Прежде чем его использовать, другой судья сравнивает разбираемый случай с тем, который изложен в прежнем решении. Мнение, что прецедент сковывает инстанции, обманчиво.
Судья самостоятельно решает, совпадает ли разбираемый им случай с тем, на основании которого было вынесено решение ранее. Так как полного подобия не бывает никогда, он вполне может отбросить прецедент.
Отличительной чертой англосаксонской системы является то, что в ней нет выраженного логического построения норм. Такая ситуация складывается не только среди прецедентов, но и среди статутов. Дело в том, что формирование законов происходило под влиянием судебной практики, которая системностью не отличалась.
Наряду с западно-правой, возможно выделение восточно-правовой конгломераций. В основе этой конгломераций лежит религия и философское мировоззрение, причем отличающуюся у разных представителей. Это мусульманство для арабских стран, иудаизм для Израиля, индуизм для Индии, буддизм, синтоизм для дальневосточных стран и т.д. Говорить об однородности этой правовой конгломераций не приходится, но есть определенные связующие звенья, которые нам позволяют говорить о ней как едином целом.
Применительно к западно-правовой конгломерации характерно признание высшей ценностью человека и его свободу. Для восточно-правовой конгломерации это категорически неприемлемо. Здесь отсутствует понятие субъективное право, так как, к примеру, в мусульманских странах считается, что человек не имеет прав, а только обязанности перед Аллахом. Это не означает, что человек здесь не ценится вообще, просто отношение к жизни совсем другое. Такая позиция соответствует правосознанию этих народов. Во всех этих правовых семьях главным источником права признается Божественное откровение (Коран, Тора и т.д.) .
Основополагающей правовой семьей в рамках восточно-правовой конгломераций выступает религиозная правовая семья, которая, по нашей классификации, включает в себя мусульманское, индусское и иудейское право.
Мусульманское право представляет собой одну из правовых систем современного мира, которая, в свою очередь, выражена исключительно в религиозной форме, основанной на Исламе. Сегодня Ислам является самой молодой из трех мировых религий и имеет достаточно широкое распространение. Нормы Ислама содержат догмы; уточняют, во что должен верить мусульманин, напрямую регулируют его действия, определяют жизненные ориентиры и формируют основные приоритеты согласно идеологии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Валеева Р.Р. Романо-германская правовая семья и российская правовая система // Проблемы государства и права в исследованиях студентов сборник тезисов докладов и сообщений XII Межвузовской научно-практической конференции. Филиал Московского института государственного управления и права в Тюменской области. 2017. С. 183-186.
2. Дроздова А.М., Васильева И.О. Влияние правовой системы России на романо-германскую правовую семью (на примере стран СНГ) // Теория государства и права. 2018. № 2. С. 19-26.
3. Емельянов Б.М., Сильчева А.А. Сравнительный анализ правовых систем (семей) современности: англосаксонская, романо-германская (континентальная), мусульманская правовые семьи // Вызовы глобального мира. Вестник ИМТП. 2014. № 4. С. 34-37.
4. Саркисян Г.С. История формирования англосаксонской правовой семьи и романо - германской правовой семьи: сравнительный анализ правовых семей // Законность в современном обществе: сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 140-145.
5. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография / А. В. Серегин, А. Б. Кубрава; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. 335 с.