Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст существенно способствует умственному развитию ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяет его как личность и последующее интеллектуальное развитие. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться своим поведением, в оценках, которые даются себе и другим людям, определенными моральными нормами. Одной из главных задач развития является формирование самосознания, понимание того, кто есть " Я " и какое место я занимаю в обществе. Осознание себя как личности, а также участника общественных отношений является необходимым условием для того, чтобы ребенок стал ответственным членом общества.
Старший дошкольный возраст - это начальный период осознания себя, мотивов и потребностей ребенка в мире человеческих отношений. Поэтому очень важно заложить фундамент для формирования дифференцированной адекватной самооценки в этот период. Все это позволит ребенку правильно оценивать себя, по-настоящему учитывать свои способности к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с самостоятельно определенными целями и задачами.
В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы О.А.Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А.Горбачевой, А.В.Захаровой, А.И. Липкиной, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, Е.И. Савонько, Л.И.Уманеци др. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых. Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих. Все вышеизложенное определило тему нашего исследования.
Цель исследования - изучить особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Особенностью самооценки у детей старшего дошкольного возраста является завышенный уровень самооценки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Дать характеристику самооценки как компонента самосознания личности.
2.Раскрыть особенности формирования самооценки в дошкольном детстве.
3.Подобрать комплекс диагностических методик и провести исследование особенностей самооценки старших дошкольников.
4. С учетом полученных результатов исследования разработать коррекционно-развивающую программу по формированию адекватной самооценки старших дошкольников.
Теоретико-методологическая базой исследования являются: идеи Л.С. Выготского о развитии психики ребенка в аспекте культурно-исторической теории развития высших психических функций; принцип деятельностного подхода в развитии психики А.Н. Леонтьева, исследованияонтогенеза самосознания Кон И.С., Столина В.В., Чесноковой И.И. и др. ученых.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научно-методической литературы;
Эмпирические: тестовое диагностическое исследование (методика «Методика «Лесенка» в модификации для детей 4-6 лет (тест «Лесенка»), Методика «Какой я?» Р.С. Немова.
Математическая обработка результатов исследования: измерение, метод обработки количественных данных, метод математической статистики, критерий Фишера.
База исследования: МБДОУ Детский сад № 8 п. Ревда.
Выборочная совокупность: выборку исследования составили 28 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), посещающих старшую группу детского сада. 16 девочек и 12 мальчиков. В психическом и физическом развитии дети не имеют отклонений от возрастных норм, все дети из полных социально благополучных семей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут использоваться воспитателями и психологом ДОО для построения психологической траектории формирования адекватной самооценки старших дошкольников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические аспекты проблемы формирования самооценки в дошкольном детстве
1.1. Самооценка как компонент самосознания личности
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.С, Мухина, Е. Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, Р. Бернс, К. Левин, К. Роджерс, 3. Фрейд и др.
Самосознание включает в себя самопознание (интеллектуальный аспект познания себя), самоотношение (эмоциональное отношение к себе) и саморегуляцию (поведенческий элемент). Ядром идентичности является ценностное отношение к себе и ценностные социальные установки, определяющие направленность личности, мотивационную и поведенческую сферы и ее жизненный смысл. В современной науке существуют различные мнения о возникновении самосознания. Традиционное понимание самосознания как изначальной генетически первичной формы человеческого сознания, основанной на самоощущениях самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве ребенок формирует целостную картину своего физического тела, для различения себя и остального мира. [28, С. 153]
С. Л. Рубинштейн придерживается противоположного мнения, согласно которому самосознание-это высший вид осознания, который создается в результате развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из "Я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности [23, С. 308]. В третьем направлении существует взгляд на текущее и взаимозависимое, становление и развитие осознания внешнего мира и самосознания (В. П. Зинченко). При объединении "объективных" чувств формируется представление человека о внешнем мире, и в результате синтеза самовосприятия возникают мысли о самом себе [8, с. 110]. В. С. Мухина выделяет два основных этапа в развитии самосознания. Первый этап предполагает присвоение идентичности через механизм межличностной идентификации. Эта стадия характеризуется основными явлениями: именем, притязанием на признание, сексом, видением себя во времени. Второй этап-это формирование мировоззрения и системы личностных смыслов. Здесь механизмы идентификации и изоляции действуют на эмоциональном и когнитивном уровне [18, с. 77].
Давайте поближе рассмотрим самооценку как часть самосознания. По мнению Б. С. Мухиной, начало самосозидания связано с приходом ребенка к пониманию того, что он собой представляет, какими свойствами обладает, как к нему относятся окружающие и что вызывает такое отношение, а также с повышением осознания мотивов собственной деятельности и объективности оценки собственных поступков и личностных качеств [18, с. 82]. Накопление ребенком собственных образов происходит в социальном контексте, пробуждает в нем оценки и эмоции. Общие результаты самосознания и взаимоотношений, эмоциональные ценности задаются в соответствующей самооценке, которая становится регулятором жизни.
В отечественной и зарубежной науке нет общепринятого определения понятия самооценки. Д. Б. Эльконин и А. Л. Венгер отмечают, что "самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности и общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, выстраивать все свое поведение в соответствии с социальными стандартами" [20, С. 56]. Рубинштейн рассматривает самооценку как стержневую структуру личности и понимает ее как базовое формирование личности, в основе которого лежат оценки других людей и его оценивание этих других [23 ,с. 320]. С. Куперсмит под самооценкой понимает отношение индивида к самому себе, которое развивается постепенно и приобретает общеизвестные черты; оно проявляется как согласие или несогласие, степень которого определяет веру индивида в свою самооценку, значимость [23, С. 338]. По мнению М. Розенберга, самооценка - это позитивное или негативное отношение, направленное на определенный объект, называемый " я " [23, С. 338]. Р. Бернс определяет уверенность в себе как личное суждение о собственной ценности, выраженное в единицах, характерных для индивида [23, с.338]. И. С. Кон рассматривал самооценку личности как часть "образа", он отмечал, что рассмотрение отдельных компонентов "я" должно происходить в контексте "образа" как системы образования, т. е. происходит сопоставление самооценки личности с ее реальным поведением, способностями и оценкой своего окружения [10, с. 55]. С мнением И. С. Кона несколько согласуются позиции Ю. Н. Колоткина, которая выделяет "я", «ретроспективное Я», «Я-актуальное» и «Я- идеальное» рассматривает самооценку как фиксацию положительных или отрицательных изменений по отношению к прошлому и сравнение с "идеальной моделью" [1, С. 44].
Самооценка должна рассматриваться в аспекте общего представления о себе, поскольку самооценка не может существовать в отрыве от представлений об оцениваемых свойствах. [5, С. 308] По мнению В. В. Столина, в содержание представления субъекта о том, что такое включать свойства, наделенные высокой положительной или отрицательной ценностью, и не включать ценностно-нейтральные свойства, не имеющие особого значения для человека [20, С. 57].
Итак, на данный момент можно выделить три подхода к тому, что такое самооценка и как она представлена в самопознании личности:
1. уверенность в себе входит в понятие "я", обозначаемое как отношение "эмоциональной ценности" к самому себе (Р. Бернс, В. В. Столин, Е. Т. Соколова и др.).).2. Самооценка понимается как когнитивная подструктура (или схема), которая обобщает прошлый опыт личности и организует, структурирует новую информацию о «Я», т.е. фиксирует знание субъекта о себе. Самооценка – это образ «Я» субъекта. (И.С. Кон, А.В. Захарова, М.М. Тульчинский и др.).
3. Наименее распространенным является подход, при котором самооценка определяется как критический статус индивида по отношению к тому, что он имеет, но это не констатация потенциала, в частности оценка его условий той или иной системой ценностей (Л. В. Бороздина и др.). [24, С. 255]
Н. И. Сарджвеладзе выделяет шесть основных функций отдельно [17, с. 65]:
- функция «зеркала» (отображения самого себя) - это то, что человек отражает умы других людей, вносит свое «отражение» внутрь;
- особенности самовыражения и самореализации;
- функция саморегуляции и самоконтроля-только тогда, когда вы создали представления о себе и определенным образом, относительно самого себя, человек способен регулировать и контролировать свою деятельность;
- функция поддержания внутренней стабильности " я " или внутренней согласованности;
- функция интракоммуникации. Для себя индивид выступает как общество, общается с самим собой и вступает в «диалог»;
- функция психологической защиты.
Таким образом, самооценка как часть — самосознания-это единство знания человеком самого себя и отношения к себе. Здесь человек не выбирается произвольно, но интегрирует опыт своей деятельности и общения с другими людьми, выступает регулятором своих действий, позволяя ему контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев и строить свое целостное поведение в соответствии с социальными стандартами. Самооценка-это непостоянная конструкция, постоянно меняющаяся и улучшающаяся. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности. [16, С. 145]
1.2. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство - это длительный период жизни человека. В этот период круг жизнедеятельности ребенка стремительно расширяется, ребенок познает окружающий мир, познает отношения между людьми, различные виды деятельности. [14, с.43].Движущей силой развития психики дошкольника являются противоречия, возникающие в связи с развитием многих потребностей ребенка. Наиболее важными из них являются: потребность в общении, через которое они усваивают социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, которая приводит к развитию познавательных навыков, а также потребность в движении, которая приводит к целой системе различных навыков и умений [11, с. 74].
Приложение 2
Планы конспектов занятий коррекционно- развивающей программы по формированию адекватной самооценки старших дошкольников
Занятие 1. «Знакомство».
1. Приветствие. Упражнение «Волшебный клубочек».
2. Снятие речевого зажима. Стихи с частым произношением звуков «с-сь».
3. Игра «Возьми и передай». Цель: достижения взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.
4. Игра «Мое имя». Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребѐнка к своему «Я».
5. Рисование на тему «Рисуем себя». Детям предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить рисунки, чем они отличаются.
5. Прощание. Упражнение «Солнечные лучики». (Всего 25 минут) Домашнее задание С родителями дети должны выполнить аппликацию «Ромашка». В центр цветка вписать свое имя, на лепестках – ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребенку, когда сердится. Божью коровку приклеить на лепесток с обращением, которое ребенку нравится больше всего.
Занятие 2 «Настроение».
1. Приветствие. Упражнение «Доброе животное».
2. Снятие речевого зажима. Стихи с частым произношением звука «з».
3. Игра «Разыщи радость». Цель: формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности.
4. Рисование на тему «Мое настроение». Цель: осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить.
5. Игра «На что похоже настроение?» Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.
6. Игра «Настроение и походка». Цель: снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов. Прощание. Упражнение «Солнечные лучики». (Всего 25 мин).
Занятие 3 «Наши страхи».
1. Приветствие. Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
2. Снятие речевого зажима. Стихи с частым произношением звука «ц».
3. Упражнение «Расскажи свои страхи». Цель: выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругусверстников, формирование социального доверия.
4. Рисование на тему «Нарисуй свой страх». Цель: Снятие страхов, осознание своих страхов.
5. Беседа о страхах. Цель: уменьшение тревожности, развитие уверенности в себе.
6. Этюд «Стойкий оловянный солдатик». Цель: помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе.
7. Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав». Цель: помощь в преодолении негативных переживаний.
Прощание. Упражнение «Солнечные лучики». (всего 30 мин)
Занятие 4. «Я больше не боюсь».
1. Приветствие. Упражнение «Комплименты».
2. Снятие речевых зажимов. Звук «ш».
3. Этюд «Смелые ребята». Цель: преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.
4. Игра «В темной норе». Цель: снятие страха перед темнотой.
5. Комплекс «На лесной поляне». Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация.
6. Игра «Тень». Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
7. Игра «Слепой и поводырь». Цель: развитие внимания друг к другу, социальногодоверия.
8. Обсуждение. Цель: обсудить самочувствие детей во время двух последних игр.
Прощание. Упражнение «Солнечные лучики». (всего 30 мин)
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 195 с.
2.Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы [Текст]: учебное пособие / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. — М.: Русайнс, 2018. — 256 c.
3.Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии, – 2015. – № 4. – С. 31– 38
4.Борозинец, Н.М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях преддошкольной подготовки [Монография] / Н.М.Борозинец. – Ставрополь: СГПИ, 2015. – 125 с.
5.Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с
6.Гуревич П. С. Психология и педагогика [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2019. – 430 с.
7.Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Захарова. - М.: Прогресс, 2018. – 100 с.
8.Зинченко, В.П. Проблемы психологии развития [Текст] / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 109-121
9.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник [Текст] / С.А. Козлова. - М.: Academia, 2017. - 288 c.
10.Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С.Кон. - М.: Наука, 2018. – 367с.
11.Котова, Е.В. В мире друзей / Е.В. Котова. [Текст] – М.: Инфра-М, 2017. – 123с.
12.Крысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст]: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c.
13.Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Институт Практической Психологии, 2015. – 384 с.
14.Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Электронный ресурс] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2019. –- Режим доступа: http://www.litres.ru, свободный. - (Дата обращения: 21.01.2020).
15Маслова, Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности [Электронный ресурс] / Е.А. Маслова. – Режим доступа: http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm, свободный. - (Дата обращения: 21.01.2020).
16.Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика [Текст]: у0чебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016, - 411 c.
17.Молчанова, О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования [Электронный ресурс] / О.Н. Молчанова. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/olga_nikolaevna_molchanova/samoocenka_teoreti cheskie_problemiy_i_ye/read_online.html?page=1, свободный (Дата обращения: 21.01.2020).
18.Мухина, B.C. Проблемы генезиса личности [Текст]: учеб. пособ. к спец. Курс / В.С. Мухина. – М.: МГПИ, 2014. – 103 с.
19.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина.– М.: Академия, 2014. – 456 с.
20.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст]; под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2018. – 136 с.
21.Психологический словарь [Текст]; под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.– М.: Педагогика, 2015. – 448 с.
22.Психология самосознания. [Текст]: Хрестоматия. – Самара, БАХРАХ-М. 2019. – 672 с.
23.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. – СПб: Питер, 2015. – 636 с.
24.Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. [Текст]. - М.: Феникс, 2018. - 384 с.
25.Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Электронный ресурс] / Н.И. Сарджвеладзе. - Режим доступа: http://psylib.poznaisebya.com/books/sarjv01/index.htm, свободный (Дата обращения: 21.01.2020).
26.Светлова, Н.В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы [Электронный ресурс] / Н.В. Светлова. –- Режим доступа. - http://alldisser.com/part/ref-13302.html, свободный (Дата обращения: 21.01.2020).
27.Слободчиков В.И. Формирование Я – концепции [Текст] //Начальная школа. - 2012. - №3. - С.23
28.Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения [Текст]: учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 216 с.
29.Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин.– М.: МГУ, 2013. – 268 с.
30.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст]: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 687 c.
31.Чеснокова, И.И. Особенности развития сознания в онтогенезе [Текст] / И.И.Чеснокова.– М.: Наука, 2017. – 144 с.