Фрагмент для ознакомления
2
Введение В современном мире школьная жизнь ребёнка, по сравнению с той, к которой мы привыкли, очень изменилась. Теперь эта сфера деятельности контролируется Федеральным Государственным Общеобразовательным Стандартом, а это значит, что и характер учебной жизни значительно изменился. В связи с этим, процесс социализации личности ребенка теперь зависит от того, в какой степени он овладеет предметными знаниями, умениями и навыками, в том числе умением общаться с окружающими и способностью к правильному поведению в социуме. Вместе с этим у ребенка формируется определенное эмоциональное отношение к жизни, к себе, к окружающим. Он начинает понимать кто он и какое место он занимает или же хочет занимать в данном обществе. Поэтому развитие личности неповторимой, свободной, индивидуальной – это главная цель современного образования.
2
Проблему социализации младших школьников в условиях получения образования в сельской местности изучали многие исследователи, например, Дж. К. Коулмен, И. Талмен, И.С. Кон, Г.М. Андреева, А.В. Петровский и многие другие. Упомянутые в списке отечественные ученые определили социализацию применительно к подросткам, нежели к младшим школьникам. Другие исследователи, например, М.Л. и А.А. Кузьмина, рассмотрели в своих работах различные концептуальные теории в отношении нашей проблемы, однако они тоже были применены на основе социализации подростков.
Глава 1. Теоретические основы социализации младших школьников в условиях сельской местности. 1.1 Понятие «социализации» как научной категории. В современном мире роль способы общения изменились. Поэтому процесс социализации ребёнка – это наиболее актуальная проблема 21 века. Все мы знаем, что именно в детском возрасте у ребенка закладываются основные черты характера, взгляды на жизнь, складываются жизненные принципы и ориентиры на будущее. В соответствии со своими целями и взглядами ребёнок будет выбирать ту деятельность, которая будет полностью или хотя бы частично удовлетворять его потребности в самореализации. Младший школьный возраст – это то самое время, когда происходит переход от непосредственного поведения к последовательному. Здесь на ум приходит вопрос: «Что такое социализация и почему она так важна для будущей жизни наших детей?» Для того, чтобы начать наше исследование мы обратимся к известным толковым словарям и разберём определения, данные в них. Социализация – это процесс становления личности, усвоение человеком знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу. Такое определение дает нам толковый словарь иностранных слов.[14] Процесс социализации – это процесс операционного овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной тенденции, а также процесс усвоения индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.[2] В психологическом словаре под словом социализация понимается процесс присвоения социального выработанного опыта человеку, прежде всего системы социальных ролей. Процесс социализации начинается в семье, продолжает своё развитие в дошкольных и школьных учреждениях, а после в
3
трудовых и иных коллективах. В этот период формируется личность человека и его самосознание. В этот же момент осуществляется процесс принятия моральных норм и принципов, принятых в обществе, а также социальных установок и стереотипов.[1] В энциклопедическом словаре И.В. Бородулина социализация описывается, как процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, которая позволяет ему быть полноценным членом общества. Она включает в себя воспитание, как целенаправленное воздействие на личность человека и стихийные процессы, которые влияют на процесс социализации личности.[4] По мнению культуролога В. Г. Николаева, социализация – это процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социокультурного опыта, который включает в себя социальные нормы, ценности, образцы поведения культурные традиции, коллективные представления и верования. Социализация направлена на формирование личности через воспитание и формальное обучение, а также стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.[4] Если рассматривать понятие социологии с точки зрения социолого-правовой науки криминологии, то здесь оно выступает в роли процесса принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также объединение системы общественных ролей. Социализация начинается с самого раннего возраста и проходит в нескольких фазах. Первичная фаза – это период нахождения ребенка внутри семьи в домашних условиях. Вторичная фаза – это детский сад и школьное время. Третичная фаза – это момент вступления человека в профессиональную деятельность.[2] Собрав все определения, воедино можно сказать, что процесс социализации личности напрямую зависит от характера общества, которое окружает человека и чьей частью он пытается стать, от воспитания не только внутрисемейного, но и внутришкольного, от принятия человеком общепринятых норм и ценностей. Социализация главным образом служит для полноценного становления, нахождения и деятельности человека в социуме. Такие определения дают нам известные словарные источники. Теперь обратимся к научным разработкам. 1.2 Характеристика процесса социализации в младшем школьном возрасте. Когда ребёнок вступает в период младшего школьного возраста, в его жизни наступает новая точка отсчёта. Это как новая жизнь, как новая ступень жизни, новые формы, способы и методы жизни. В наше время принято считать младшим школьным возрастом период от 6,5 до 10,5 лет. Это определяется временем начала и завершения периода нахождения ребёнка в начальной школе.[15] С приходом в школу ребенок осознаёт, что существуют дети, которые младше него и еще не ходят в школу, также существуют дети старше него, которые уже продвинулись по ступеням школьного обучения. Так же ребёнок ощущает свою связь со взрослым миром, отмечает, что и взрослые
4
люди когда-то учились и проходили всё то, что ему еще предстоит пройти. Перед началом первого ученого года в своей жизни ребенок имеет положительные ориентировки на школьную жизнь. Он с большим желанием берет новые школьные принадлежности и ранец, рвётся за каждой полученной отметкой и лишь потом он овладевает истинной сутью школьного обучения.[7] До вступления в школьный период жизнью ребёнка овладевала игровая деятельность, поэтому его деятельность не воспринималась всерьёз. Теперь же его жизнью овладевает другая деятельность – учебная, она будет основополагающей в течении всего периода обучения ребёнка в школе. Поэтому в это период жизни ребёнок осознаёт, что он занимается понастоящему значимой деятельностью, которая интересна всем окружающим и от этого ему самому. Ребёнок овладевает умениями совмещать ранее приобретенные навыки общения и игры с учебной жизнью, с общением с учителем, родителями, сверстниками. Он становится интересен всему взрослому миру и принимает на себя новую общественную роль – ученик. Систематическое образование является для ребёнка стрессогенным моментом, из-за новой социальной обстановки и иных требований, умений. Жизнь ребёнка, с одной стороны, сильно усложняется, а с другой стороны, обогащается и приобретает новые краски. У каждого возрастного периода в жизни человека есть своя цель. В педагогике А.В. Мудриком введено такое понятие, как «задача возраста». Оно обозначает, что каждый этап жизни человека неразрывно связан с определёнными задачами, выполнение которых необходимо для полноценного перехода из одного возраста в другой. Эти задачи рисуют нам образ идеального человека, который владеет всеми моральными качествами и ценностями, образцовым поведением соответствующим возрасту положением в обществе, требованиями и умениями. [9]
1.3 Особенности социализации младшего школьника в условиях сельской местности. Жизнь в городе и жизнь в селе у современного ребёнка протекает по-разному и самую важную роль в этом течении играет школа. Школа — это важнейший социальный институт в жизни ребёнка. Поэтому она играет огромную роль в процессе социализации школьника. На сегодняшний день в Российской Федерации из общего количества школ, 80 % составляют сельские школы. В них обучается около 31 % детей из общего количества по стране. Согласно «Федеральному закону об образовании», и в городских школах, и в сельских должны быть выдержаны равные образовательные стандарты. Но, как это известно на опыте, это не всегда получается организовать и различия в процессе обучения между этими видами школ присутствуют. Для того, чтобы подробнее разобраться в процессах обучения, организуемых сельской школой, обратимся к определению. Сельская школа – это
5
общеобразовательное учреждение, решающее в своей деятельности ряд задач, а именно: патриотическое воспитание детей; обучение основным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для полноценного существования в социуме; воспитание самостоятельной личности ребёнка; помощь в самореализации ребёнка; организация массовых культурных проектов для развития творческого потенциала учащихся; предоставление равного уровня образования для всех детей и другие. Сельская школа, в то же время, является социальным центром села. Далее рассмотрим положительные черты современной сельской школы, которые представлены в таблице №6. Данная таблица составлена на основе исследований Ю.В. Васильева.[5] Таблица 6-Положительные черты современной сельской школы по Ю.В.Васильеву № Название характеристики Содержание 1 Типовое разнообразие сельских школ В нашей стране существует большое количество сельских поселений, каждое из них имеет разное название: деревня, посёлок, хутор, аул, поселение, станица. Каждое поселение имеет свой характер и своё количество жителей, в числе которых дети школьного возраста. От количества детей соответственно зависит наполняемость школ. Наравне со средними общеобразовательными школами открываются школы начального образования, школы основного общего образования, вечерние школы. И каждая организация имеет полной право на своё существование. 2 Малочисленность школ Численность школ зависит от расположения населённых пунктов, доступности дорожных зон, количества населения. 3 Полифункциональность деятельности сельского жителя Из-за нехватки кадров, некоторые сотрудники становятся много предметниками. Как следствие этого, преподаватели получают возможность к повышению уровня своего образования в условиях многопрофильной работы в сельской школе. Это необходимо для того, чтобы не прерывалась учебная деятельность. 4 Стихийная интегративность В сельской школе обучаются все дети, вне зависимости от своего социального статуса, финансового положения, умственных способностей и психологического развития. Это даёт шанс ребёнку на полноценную жизнь среди сверстников. 5 Полифункциональность школы Наравне с предоставлением общеобразовательных услуг школа участвует в социальной жизни села, а именно: контролирует ситуации в неблагоприятных семьях; помогает малообеспеченным семьям; семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; семьям с детьми-инвалидами или психически отстающими детьми. 6 Слитность с природным окружением Сельская жизнь окружена природой. В некоторых сёлах активно идет сельскохозяйственная деятельность, поэтому школы, находящиеся в данной местности, имеют
6
возможность активного использования природных ресурсов в процессе обучения детей. Также некоторые семьи ведут своё домашнее хозяйство. В таких случаях дети имеют ещё и личный опыт в процессе их соприкосновения с природой и сельскохозяйственной деятельностью. 7 Постоянный социальный контроль Зачастую места работы и жительства сельского учителя совпадают. Это приводит к тому, что учителю необходимо поддерживать свой социальный статус, так как дети, которых он обучает, также живут рядом и он постоянно служит для них эталоном поведения и соблюдения моральных и нормативных установок. 8 Тесная связь с народными традициями В сельской местности поддерживаются традиционные уклады общества. Это окунает детей в культуру, бытность, исторические корни своего населения. Возможность на примере ощутить принадлежность к национальным устоям своего народа – это отличная воспитательная среда.
Дополнительными качествами сельских школ могут быть также: 1. малочисленность классов: учителю гораздо легче осуществить индивидуальный контроль детей в течении урока. Уроки в таких классах проходят более продуктивно в отличие от многочисленных. 2. знание учителя о социальной ситуации в семье: учитель знает о каждом ребёнке в классе, о особенностях его семьи и о его возможностях, поэтому учитель может лучше оценить деятельность ребёнка. 3. Близость к традиционному укладу жизни: дети с раннего возраста овладевают трудовыми навыками, помогая вести домашнее хозяйство и быт. 4. сохранение «детскости»: дети не загружены дополнительными занятиями, дорогими игрушками и компьютерными технологиями. Вместо этого они большое количество времени проводят на свежем воздухе, придумывают и организовывают совместные игры, при этом развивая свою фантазию и абстрактное мышление. 5. сохранение национальных укладов: в селе поддерживаются традиции, люди чтут и уважают свои «коренные устои», в то время как в городской среде из-за смешения культур некоторые традиции поддерживать невозможно.
Глава 2. Исследование процесса социализации младшего школьника в условиях сельской местности посредством психолого-педагогической методики. 2.1 Организация исследования и выбор методики Исходя из проведенных исследований на основе научной литературы можно утверждать, что процесс социализации – это многогранный процесс, который находится под влиянием целенаправленных и стихийных процессов жизнедеятельности человека. В детском возрасте активно происходит процесс социализации личности. Ребёнок определяет для себя цели получения социального опыта, а именно
7
отвечает на вопросы: «Зачем мне нужно общение?», «Как и с кем я могу общаться?», «Какова моя роль в данном обществе?», и другие. Для того, чтобы приходить к поставленным целям, ребенок начинает обозначать для себя спектр задач, благодаря которым формируется направленность социализации, конкретизирующая ее цель. Целью данного эксперимента является определение вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников. При проведении данного эксперимента мы решим ряд задач, а именно: 1. Определим уровень социализации младших школьников, проживающих в сельской местности. 2. Определим характер социализации у обучающихся сельских школ. 3. Определим возможные причины выбора определённого вектора социализации у современных школьников. Опытно-экспериментальной базой для проведения эксперимента стало Муниципальное Общеобразовательное Учреждение среднего полного общего образования «Мшинская средняя общеобразовательная школа», которая находится в Ленинградской области, Лужском районе, в посёлке Мшинская. Эксперимент был проведен среди учеников 2 класс в количестве 10 человек в возрасте 8-9 лет. Основанием для проведения данной методики именно в этом классе послужил тот факт, что дети, только недавно пришедшие в школу, уже освоились в ней и приняли новую ведущую деятельность – учебную. Данным исследованием мы определим, чья адаптация при переходе на новую ступень обучения прошла успешно и была достигнута с помощью положительных целевых установок, а чья – не была достигнута и требует коррекции. Для изучения вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников была выбрана «Диагностика интерактивной направленности личности Н.Е. Щуркова, в модификации Н.П. Фетискина».[26, С.60] В данной методике подразделяются три вида направленности социализации личности, указанные в таблице № 8. Таблица 8-Вектора социальной направленности младших школьников № Название ориентации Содержание 1 Ориентация на личные (эгоистические) интересы Связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп, чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обуславливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации. 2 Ориентация на взаимодействие, сотрудничество Обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Как правило,
8
высокий уровень данной шкалы соответствует оптимальной социализации и адаптации. 3 Маргинальная ориентация Выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.
2.2 Анализ полученных результатов Исследование проводилось среди детей 8-9 лет. У каждого из них был выявлен уровень сформированности процесса социализации каждого вида. Определялся уровень личных эгоистических намерений, уровень взаимодействия и сотрудничества и уровень маргинальной ориентации, то есть желанию копировать чьи-либо действия или подражать им. В данной диагностике 31 вопрос, 1 вопрос равнялся 1 баллу. Если участник опроса набрал более 23 баллов – это определялось, как высокий уровень, от 14 до 22 баллов – средний уровень, менее 13 баллов – низкий уровень. Данные исследования представлены в таблице №10. Таблица 9 - Определение вектора направленности личностных качеств
№ участника\Название вектора направления \Уровень сформированности Ориентация на личные (эгоистические) интересы Ориентация на взаимодействие и сотрудничество Маргинальная ориентация низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий Участник №1 + + + Участник №2 + + + Участник №3 + + + Участник №4 + + + Участник №5 + + + Участник №6 + + + Участник №7 + + + Участник №8 + + + Участник №9 + + + Участник №10 + + +
Из данных таблицы видно, что дети находятся на стадии развития социальных умений. Ни один из перечисленных направлений развития процесса социализации ни у одного из ребят не сформирован на высоком уровне. В то же время уже на данном этапе мы видим, что некоторые ребята уже выбрали определённое направление. Так, участник опроса под номером 2 уверенно выбирает личностные интересы, что подтверждается низким уровнем сформированности навыка взаимодействия и сотрудничества. Это указывает нам на то, что ребёнок воспринимает свои интересы выше других, что является ярким примером эгоцентризма.
9
В то же время участник под номером 6 определяет для себя наиболее благоприятные условия в подражании кому-либо. В его взгляде еще не выработалась своя точка зрения и он опирается на мнение других, зависит от чужих поступков. Также мы можем наблюдать, что у 60% опрошенных развитие социализации происходит в пользу взаимодействия и сотрудничества. Это означает, что ощущают себя полноценными членами общества, готовы помогать своим товарищам и активно взаимодействовать с окружающим миром. Далее определили, на какой стадии развития конкретного уровня находятся наши участники в процентном соотношении. Это исследование было проведено исходя из общего количества вопросов и количества баллов, набранных в соответствии с ключом. Данные представлены в таблице №11.
Заключение Согласно мнения отечественных и зарубежных исследователей, процесс социализации личности можно охарактеризовать, как процесс целенаправленного (посредством воспитания и обучения), а также стихийного (посредством хаотичных жизненных ситуаций) воздействия на личность человека социальных ситуаций, во время которого человек усваивает основные моральные принципы, нормы и правила сосуществования с другими людьми в конкретном социуме посредством получения социального опыта (с самого рождения и до конца жизни) в условиях адаптации к различным сферам совей жизнедеятельности. Человек приобретает социальный опыт во время преобладания той или иной сферы деятельности в его жизни. Так, в младенчестве, ребёнок усваивает стиль жизни и манеру общения от своих родителей и семейного окружения. Далее его разумом овладевает игровая деятельность, и здесь любые виды общения усваиваются ребёнком через игру. Далее процесс социализации берёт новый виток в младшем школьном возрасте, когда ведущей деятельностью ребёнка становится учебная. Школьник в полной мере осознаёт свою значимость в концепции «я-общество» и активно взаимодействует с окружающим миром. Далее идут высшие учебные заведения, где также преобладает учебная деятельность и появляется профессиональная трудовая. При нахождении в трудовой деятельности человек овладевает многими социальными умениями и совершенствует уже имеющиеся. Последней стадией процесса социализации личности становится послетрудовая деятельность, в которой человек подводит итоги своей деятельности в социуме и делится опытом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы 1. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: 2003. – 672 с. 2. Большой толковый психологический словарь: в 2т// под ред. Ребер. – Т.2: П-Я/пер. С англ. Е.Ю. Чеботарёва. – М:. «Вече»; АСТ, 2000. – 560 с. 3. Бронфенбреннер У. Два мира детства. – М.: «Прогресс», 1976. – 76 с. 4. Бородулин В.И. Иллюстративный энциклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000. – 1039 с. 5. Васильев Ю.В. Деревня на распутье. К возрождению села: формирование условий жизнедеятельности и культуры быта. – М.: Молодая гвардия, - 1992. – 135 с. 6. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В. Ковинько. – 3-е изд., стереотип. – М., 199. – 114 с. 7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии Текст. / Л.С. Выготский. СПб., 2003. – 224 с. 8. Гавров С.Н. Образование в процессе социализации личности / С.Н.Гавров, Н.Д. Никаноров // Вестник УРАО – 2008. - №5, С.21-29 9. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учеб. Пособие для ВУЗов. – «Речь», - 2005. – 317 с. 10. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб.: «Специальная литература», 1997. – 192 с. 11. Дьюи Дж. Школа и общество. Пер. С англ. Г.А. Лучинского, Изд. 2-ое. – М., - 2015. – 182 с. 12.Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодёжи. – М.: «Знание», - 1988. – 189 с. 13.Крокинская О.К. Роль школы в социальной адаптации учащихся. Социологический анализ образовательного процесса в школах СанктПетербурга // Школьное образование Санкт-Петербурга. Аналитический отчёт. СПб.: СПБГУПМ, 1999. – 158 с. 14. Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов. М.: «Русский язык», - 1998. – 416 с. 15.Макаренко А.С.Сочинения: В 7т. / А.С. Макаренко. – М., - 1951. – 349с.
11
16.Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 2003. – 23с. 17. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / Л.В.Мардахаев. – 6-е издание, перераб. и доп. – М.: «Издательство Юрайт», - 2013. – 817 с. 18. Мид.М. Культура и мир детства. Избранные произведения. / Пер. Англ. М.: «Наука», - 1988. – 316 с. 19. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. Специфика деятельности учителя сельской школы. Дата обращения 20.03.20г. [Электронный ресурс] URL:/http://studentam.net/content/view/1162/120 20. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: «Просвещение», 1999. – 224 с. 21. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для.студ.пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е издание, испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», - 2000. – 200 с. 22. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: «Мысль», - 1971. – 352 с. 23. Психология: Словарь. // Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: «Феникс», - 1990. – 417 с. 24.Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. Пособие для студ. ВУЗов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», - 2002. -576 с. 25. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. –СПб.: «Питер», - 2000. – 512 с. 26. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2002. — 362 с. 27. Шихинина Т.В, Изучение Индивидуальных особенностей социализации детей старшего школьного и младшего дошкольного возраста // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: «Прометей», - 2004. – 685 с. 28. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», - 2007. – 384 с.