Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Тьюторство в России стало развиваться в 80-х годах прошлого века и развивается в различных направлениях: от сопровождения индивидуальной образовательной программы до обучения в рамках дистанционного курса. Сегодня тьюторство активно внедряется в образовательные системы многих стран, где пользуется огромной популярностью.
Тьюторство приобретает большой интерес в том, что идея индивидуальных образовательных программ и планов вошла в государственные документы об образовании, а профессия «тьютор» появилась в перечне педагогических профессий. Все чаще возникает заказ на введение технологий тьюторского сопровождения в образовательных учреждениях Российской Федерации.
На основании должностной инструкции тьютора в ДОУ [3], тьютор в детском саду организует процесс индивидуальной работы с дошкольниками по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве ДОУ; координирует поиск информации, сопровождает процесс формирования личности дошкольника; совместно с воспитанниками распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; создает условия для индивидуализации процесса обучения и т.д. [3].
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью психического и физического развития. У ребенка повышается активность, что отражается больше всего в его поведении. Поэтому эту активность лучше направлять в нужное русло и в этом всегда поможет тьютор. Также у малышей появляется потребность в общении со взрослыми, что является для ребенка гарантом психологического климата и защищенности. Поэтому в общении с тьютором и другими специалистами он получает интересующую его информацию и удовлетворяет свои познавательные интересы. Тьютор, можно сказать, становится образцом поведения для дошкольника.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [27] одним из условий создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями определяет предметно-пространственную развивающую образовательную среду.
С другой стороны, основным содержанием работы тьютора с ребенком дошкольного возраста является «поиск, отбор и использование самых различных ресурсов развития ребенка с учетом особенностей, возможностей и ограничений той среды, в которой он растет» (Ковалева Т.М., Буланкина Н.Е., Иванова О.Л., Конова Н.Г., Лазарева Л.И., Морозова А.В.).
Одной из таких сред может стать сенсорная комната. Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения развивающих занятий с детьми. Цель организации сенсорной комнаты в ДОУ — сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья дошкольников с помощью мультисенсорной среды. Погружение в новую среду позволяет расширить образовательное пространство ДОУ за счет других материалов и участников, наполнить ее уникальными, яркими впечатлениями. Сенсорная комната становится мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций.
Таким образом, проблема исследования заключается в поиске тьютором ресурсов для сопровождения дошкольника в развивающей образовательной среде ДОУ.
Цель исследования: разработать и апробировать индивидуальную программу тьюторского сопровождения детей младшего дошкольного возраста с использованием сенсорной комнаты.
Объект исследования: процесс тьюторского сопровождения детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: индивидуальная образовательная программа тьюторского сопровождения детей младшего дошкольного возраста с использованием сенсорной комнаты.
Гипотеза исследования: сенсорная комната будет условием тьюторского сопровождения детей младшего дошкольного возраста, если:
взаимодействие тьютора с воспитанниками основывается на открытых, доверительных взаимоотношениях с детьми, активном диалоге и совместной деятельности;
сенсорная комната обеспечивает расширение образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как области реализации индивидуальных образовательных траекторий младших дошкольников.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить особенности тьюторского сопровождения в дошкольном образовательном учреждении.
2. Изучить условия тьюторского сопровождения детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить и обосновать специфику использования сенсорной комнаты в тьюторском сопровождении детей младшего дошкольного возраста.
4. Разработать индивидуальную программу тьюторского сопровождения детей младшего дошкольного возраста с использованием сенсорной комнаты.
5. Провести апробацию и экспертную оценку разработанной программы тьюторского сопровождения детей младшего дошкольного возраста с использованием сенсорной комнаты.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: анализ теоретической и методической литературы по исследуемой теме; беседа; наблюдение за детьми в группе.
База эмпирического исследования: МБДОУ № 29.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами.
1. Теоретические аспекты тьюторского сопровождения детей младшего дошкольного возраста
1.1 Особенности тьюторского сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении
Тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в России развернулось и стало оформляться в конце 1980-х годов во время реформирования всей системы отечественного образования. В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Перед ним стояла практическая задача кадрового обеспечения одной из международных образовательных программ, руководителем которой с российской стороны был академик Е.П. Велихов. Через год в «Артеке» П.Г. Щедровицкий для молодых педагогов из разных регионов прочитал цикл лекций о новой педагогической позиции — тьюторе. И с этих пор начала постепенно складываться российская практика тьюторства (школа «Эврика–развитие» г. Томска, инновационная образовательная сеть «Эврика», региональные тьюторские практики в Брянске, Ижевске, Кемерово, Красноярске, Междуреченске, Москве, Новосибирске и др. городах России). С 1996 года в Томске стали проводиться всероссийские тьюторские конференции, с 2008 года их дополнили конференции, которые проводятся в Москве под эгидой Московского педагогического государственного университета. Изначально в созданную П.Г. Щедровицким группу исследователей антропотехнических практик, в том числе тьюторства, входили учителя, философы и психологи, управленцы образованием, а возглавила и координировала ее работу Татьяна Михайловна Ковалева [10].
«Тьютор — это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимися своей индивидуальной образовательной программы!» [9].
Тьюторство в современном образовании — это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Т.М. Ковалева пишет о том, что из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика, складываются его характер, режим и сам учебный процесс. И движущие силы этого всего — это тьютор и его тьюторант [15]. Тьютор в дошкольном образовательном учреждении является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития тьюторанта, подбирает различные элементы — кирпичики, которые складываются в индивидуальную образовательную программу.
Тьюторство возникает там, где есть необходимость перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть различные общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учреждения дополнительного образования, детские сады, колледжи, вузы, системы повышения квалификации, семьи и т.д.
Тьюторское сопровождение — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии тьюторанта [11].
Основная функция тьютора — сопровождение. Но нельзя сопровождать стоящего или, например, идущего. Тьютор в своем роде принимает разные роли. В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) работа ведется не только с дошкольниками, но и с педагогами и родителями.
Перечислим роли тьютора в ДОУ (рис. 1):
Тьютор-методист. Подбирает учебный материал, составляет индивидуальную образовательную программу (ИОП) и индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Тьютор-администратор. Отвечает за благоприятную эмоциональную атмосферу, планирует и участвует в образовательных событиях, а также решает административные и технические вопросы.
Тьютор-консультант. Проводит консультации и оказывает помощь в систематизации знаний.
Тьютор-аналитик. Наблюдает за личностными особенностями, интересами, планами и т.д., и фиксирует данные наблюдения [26].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арзамасцева, Э.М. Психолого-педагогическое сопровождение особых детей в условиях сенсорной комнаты Иднакар: методы историко-культурной реконструкции / Э.М. Арзамасцева // Третьи епархиальные Рождественские образовательные чтения в Сарапуле «1917-2017: уроки столетия». – № 1(34). – 2017. – С. 31–35.
2. Барсукова, О.В. Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / О.В. Барсукова, Е.Н. Гавриш // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 3. – С. 96–99.
3. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alldoshkol.ru/osobennosti/vozrastnye-osobennosti-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.
4. Должностная инструкция тьютора в ДОУ [Электронный ресурс] МАДОУ «Детский сад № 370» г. Перми. – Режим доступа: http://madou370.3dn.ru/index/dolzhnostnaja_instrukcija_tjutora/0-492.
5. Дубяга, О.И. Программа групповых занятий в сенсорной комнате «Радуга» / О.И. Дубяга // Мультиурок. – 2015.
6. Жантлеуова, А.Р. Синдром Рубинштейна – Тейби // Вестник АГИУВ. – Спецвыпуск. – 2011. – С. 11–12 [Электронный ресурс] / А.Р. Жантлеуова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ sindrom-rubinshteyna-teybi.
7. Жевнеров, В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: учебно-метод. пособие / В.Л. Жевнеров. – М.: ХОКА, 2007.
8. Караульщикова, Л.Ю. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебный мир сенсорной комнаты» для детей 3-12 лет / Л.Ю Караульщикова // МАОУ ДО «Дом детского творчества». – 2017.
9. Карпенко, Л.А. Словарь. Общая психология. Энциклопедический словарь в шести томах / А.Л. Карпенко. Т. 1. – М., 2005.
10. Ковалева, Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании / Т.М. Ковалева. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
11. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, [и др]. – М.-Тверь: СФК-офис, 2011.
12. Колесникова, Г.В. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Г.В. Колесникова. – 2012. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/01/predmetno-razvivayushchaya-
sreda-kak-sredstvo-razvitiya-sensornykh.
13. Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практ. рекомен. / Г.Г. Колос. [5-е изд., испр. и доп.] – М.: АРКТИ, 2011.
14. Коростелёва, Т.В. Программа по работе в сенсорной комнате «Волшебная комната» для детей старшего и младшего дошкольного возраста / Л.Е. Коростелёва // МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 49 «Родничок». – 2017.
15. Костенко, Т.А. Тьюторство в дошкольном образовании / Т.А. Костенко. – М.: Межрегиональная тьюторская ассоциация, 2018.
16. Методика занятий в условиях сенсорной комнаты [Электронный ресурс] Инфоурок ведущий образовательный портал России. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodika-zanyatiy-v-usloviyah-sensornoy-komnati-1243738.html.
17. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: метод. реком. по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитат. комплексах / С.Л. Новоселова. – М.: Центр «Дошкольное детства» им. А.В. Запорожца, 2001.
18. Песочная терапия для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) [Электронный ресурс] Пупс развивайся вместе с нами. – Режим доступа: https://pups.su/igry/pesochnaya-terapiya.html.
19. Положение о сенсорной комнате (кабинете психологической разгрузки) [Электронный ресурс] МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка». – Режим доступа: https://zolotaya-fish7.nnov.prosadiki.ru/media/2018/10/18/1222441855/Polozhenie_o_sensornoj_komnate.docx.pdf.
20. Развивающие игры для детей 3, 4 лет на развитие мелкой моторики [Электронный ресурс] Кладовая развлечений. – Режим доступа: https://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/razvivayuschie-igry-dlja-detei-3-4-let-na-razvitie-melkoi-motoriki.html.
21. Сенсорная комната — особенности оснащения [Электронный ресурс] Навигатор образования. – Режим доступа: https://fulledu.ru/articles/1037_sensornaya-komnata--osobennosti-osnascheniya.html.
22. Сенсорная комната и её преимущество в реабилитации детей с ОВЗ [Электронный ресурс] ГБУ Республики Саха (Якутия). – Режим доступа: http://www.suvag.net/struktura-tsentra/oppp/sensornaya-komnata/.
23. Сенсорная комната: что это и для чего нужно? [Электронный ресурс] Азбука здоровья. – Режим доступа: https://azbyka.ru/zdorovie/sensornaya-komnata-chto-eto-i-dlya-chego-nuzhno.
24. Терешина, Н.В. Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.В Терешина. – 2016.
25. Титарь, А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практ. пособие для ДОУ / А.И. Титарь. [2-е изд., испр. и доп.]. – М.: АРКТИ, 2009.
26. Тьюторство в детском саду: дань моде или важный элемент образовательного процесса? [Электронный ресурс] Академия профессионального развития. – Режим доступа: https://academy-prof.ru/blog/tyutorstvo-v-detskom-sadu.
27. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.
28. Хвалева, Т.В. Тьюторство в дошкольном образовании / Т.В. Хвалева, М.Н. Некрасова, С.И. Черепкова // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 97–102.