Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Анализируемая тема корпоративная культура Вуза является актуальной в современном мире, так как именно благодаря изучению данной темы возможна ориентация студентов, сотрудников и преподавателей на главные цели, на концентрацию их усилий и обеспечение результативного взаимодействия.
При анализе корпоративной культуры можно выявить, что она является своеобразным феноменом, с одной стороны, который имеет свои традиции, истории и идею, а также является основой для подготовки персонала высшей квалификации.
Для высших учебных заведений корпоративная культура является важным феноменом, поскольку именно университеты являются центральным звеном в системе высшего образования, являясь одновременно центром сервиса и знаний, а также первым получателем информационных, научных и образовательных технологий.
Поэтому, четко выработанная концепция корпоративной культуры повышает в глазах общественности восприятие высших учебных заведений, одновременно повышая при этом эффективность вуза.
Степень научной разработанности темы. Корпоративная культура университетов является достаточной изученной темой. Так, в разрезе исследования корпоративной культуры, данная тема изучалась такими авторами как А. В. Колесников, И.В. Грошев, Д. Демин, В.А. Макеев, В.Г. Смирнова, С.А. Шапиро. В учебных пособиях перечисленных авторов обозначены теоретические аспекты корпоративной культуры, рассмотрены различные определения данного понятия, виды, особенности корпоративной культуры, элементы.
Непосредственно исследованием корпоративной культуры университетов занимались такие авторы как Г.И. Петрова, Н.Д. Гуськова,
А.В. Ерастова, О.Б. Чаплюкова, И.В. Троцук, Д.В. Суховерова, А.А. Шкунова, М.П. Прохорова. В научных трудах указанных авторов рассматриваются характерные черты корпоративной культуры университетов, изучается организационная культура университета.
Цель работы – провести сравнительный анализ знаково-символических элементов корпоративной культуры образовательных учреждений в России и за рубежом.
Задачи работы:
1. раскрыть понятие и сущность корпоративной культуры образовательного учреждения;
2. охарактеризовать знаково-символические элементы корпоративной культуры;
3. рассмотреть знаково-символические элементы корпоративной культуры Санкт – Петербургского государственного университета (СПБГУ);
4. рассмотреть знаково-символические элементы корпоративной культуры Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (КНУ);
5 сравнить знаково-символические элементы корпоративной культуры СПБГУ и КНУ.
Объект исследования – корпоративная культура образовательных учреждений в России и за рубежом.
Предмет работы - знаково-символические элементы корпоративной культуры СПБГУ и КНУ.
Базой исследования выступила корпоративная культура СПБГУ и КНУ.
Методами исследования послужили анализ учебной и научной литературы, а также анализ знаково-символических элементов корпоративной культуры СПБГУ и КНУ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Корпоративная культура образовательного учреждения: понятие и сущность
Под корпоративной культурой понимают систему традиций и ценностей, которые сложились внутри компании, на которых основывается поведение сотрудников внутри фирмы.
Правильная корпоративная культура в последние годы играет важную роль в деятельности организаций, поэтому особенно важно своевременно осознать данный факт.
При правильно выбранной корпоративной культуре будут развиваться сотрудники организации, и, как следствие, будет развиваться фирма.
Под углом социального взаимодействия, как социальную организацию, стоит рассматривать корпоративную культуру, которая находится в зависимости от признанных внутри фирмы социальными ценностями, в том числе и высших учебных заведений.
Анализируя вышеизложенное, стоит отметить, что становится особенно актуальным изучение внутри университетов корпоративной культуры
Рассмотрим ряд факторов, объясняющих возросшую популярность термина «корпоративная культура»:
- необходимость в российском образовании повышения качества, а также преобразований в системе высшей школы;
- расширение общественных связей высших учебных заведений, а также сфер влияния, благодаря которым возможно войти в международные рейтинги вузов, с помощью налаживания контактов с бизнес-структурами;
- преобразование в классическом университете традиционных ценностей.
В современном мире сотрудники стремятся к корпоративным шаблонам, поэтому, чтобы позиционировать себя как успешных игроков рынка образовательных услуг необходимо подготовить сотрудников, с помощью которых фирма сможет добиваться своих корпоративных целей.
В связи со значительными правами и определенной экономической самостоятельности высшие учебные заведения сегодня вовлечены в конкурентную борьбу.
Более выгодное положение на рынке образовательных услуг займут те учебные заведения, которые раньше начнут сопоставлять себя с корпорацией.
Стоит отметит, что в высших учебных заведениях имеет особое значение их целеполагание, так как основной задачей университетов является не только предоставление услуг, но и культурному развитию студентов, которым в деятельности вузов выделена особая роль. .
При рассмотрении термина корпоративная культура применительно к учебной организации стоит обратить внимание, что он включает больше, чем в других организациях вопросы материальной и духовной жизни общества.
Рассмотрим отличительные признаки тех высших учебных заведений, которые обладают эффективной корпоративной культурой:
- командный дух, взаимодействие, слаженность;
- гордость за выполненную работу и удовлетворение работой;
- готовность соответствовать организации высоким стандартам;
- повышенные требования к качеству труда;
- готовность к нововведениям, которые вызваны требованиями конкурентной борьбы и прогресса, несмотря на бюрократические препоны и трудности. .
При развитии и формировании корпоративного стиля высших учебных заведений одну из главных ролей играет активная политика в отношении студентов, которая проводится по разнообразным направлениям деятельности университета.
В американских университетах существует практика, благодаря которой студенты могут работать на территории университета в качестве вахтеров, строителей, сотрудников библиотек, клерков.
С помощью такой работы студенты получают дополнительный источник заработка, который могут потратить на обучение или проживание.
При этом студенты могут работать и за пределами высших учебных заведений. При этом вузы стараются, чтобы работа студентов оплачивалась и на предприятиях.
При этом ранее не привлекались студенты при ведении академических де университета, их привлекали для социального обеспечения, а также во время внеучебных мероприятий.
Кроме того, в последнее время наметилась тенденция привлекать студентов при самоуправлении высших учебных заведений. Они входят в состав академических и административных советов в управлении университетов.
Процесс организации корпоративной культуры внутри каждой компании имеет свои специфичные черты.
При этом, особое внимание следует уделить тому, что высшие учебные заведения являются особой средой. Корпоративная и общественная культура в таких учреждениях тесно взаимосвязаны между собой.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Колесников, А. В. Корпоративная культура [Текст]: учебник и практикум для вузов / А. В. Колесников. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 167 с
2. Грошев, И.В. Организационная культура [Текст]: учебник / И.В. Грошев, А.А. Краснослободцев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юнити, 2015. – 535 с.
3. Демин, Д. Корпоративная культура: Десять самых распространенных заблуждений / Д. Демин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 154 c.
4. Макеев, В.А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации[Текст] / В.А. Макеев. - М.: Ленанд, 2017. - 248 c
5. Персикова, Т. Н. Корпоративная культура [Текст]/ Т.Н. Персикова. - М.: Логос, 2015. - 288 c.
6. Смирнова В.Г. Организационная культура[Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата. — М. : Издательство Юрайт, 2016.— 306 с
7. Шапиро С.А. Организационная культура [Текст]: учебник / С.А. Шапиро. — М. : КНОРУС, 2016. — 256 с.
8. Гуськова Н.Д., Ерастова А.В., Чаплюкова О.Б. Развитие организационной культуры вуза как инструмент повышения его конкурентных преимуществ // Университетское управление: практика и анализ. 2019. №1-2. (-https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-organizatsionnoy-kultury-vuza-kak-instrument-povysheniya-ego-konkurentnyh-preimuschestv (03.05.2020).
9. Иванова А.А. Корпоративная культура высшего учебного заведения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). URL: http://sibac.info/archive/economy/3(30).pdf (дата обращения: 01.05.2020)
10. Кречетников К.Г. Элементы корпоративной культуры в современной организации. (file:///C:/Users/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%81/Documents/Downloads/element-korporativnoy-kultur-v-sovremennoy-organizatsii.pdf) (02.05.2020)
11. Петрова Г.И. Современный университет как корпорация: новая роль традиционной корпоративности // Университетское управление: практика и анализ. 2018. №2 (114). (https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-universitet-kak-korporatsiya-novaya-rol-traditsionnoy-korporativnosti) (02.05.2020).
12. Троцук И.В., Суховерова Д.В. Корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2018. №11. (-https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-kak-instrument-povysheniya-konkurentosposobnosti-vuza) (03.05.2020).
13. ШкуноваА.А. Прохорова М.П. Корпоративная культура образовательной организации: требования и тенденции // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №5 (31). (-https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-obrazovatelnoy-organizatsii-trebovaniya-i-tendentsii). (02.05.2020).
14. Университет. Официальный сайт Санкт – Петербургского государственного университета. (-https://spbu.ru/universitet ). (02.05.2020)
15. Основание Санкт-Петербургского университета. Официальный сайт Санкт – Петербургского государственного университета. (-https://spbu.ru/history/osnovanie-sankt-peterburgskogo-universiteta). (04.05.2020)
16. В СПбГУ рассказали, что символизирует необычный девиз университета. (-https://spbdnevnik.ru/news/2018-07-19/v-spbgu-rasskazali-chto-simvoliziruet-neobychnyy-deviz-universiteta) (04.05.2020)
17. О тексте гимна «Наш университет». Официальный сайт Санкт – Петербургского государственного университета. (- https://guestbook.spbu.ru/upravleniya/savinov-vladimir-aleksandrovich/12509-o-tekste-gimna-nash-universitet.html). (02.05.2020)
18. О чем рассказывает диплом СПбГУ. Официальный сайт Санкт – Петербургского государственного университета. (-https://spbu.ru/news-events/novosti/o-chem-rasskazyvaet-diplom-spbgu). (03.05.2020)
19. Об Ассоциации выпускников СПбГУ. Официальный сайт Санкт – Петербургского государственного университета. (https://alumni.spbu.ru/association/ ). (07.05.2020)
20. О Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. Официальный сайт КНУ (-http://univ.kiev.ua/ru/geninf/about/). (07.05.2020)
21. О нас. Университетская атрибутика КНУ имени Тараса Шевченко. (-https://knushop.com.ua/about-us). (05.05.2020)
22. Привет, мы - КНУ SHOP. И мы можем внести вклад в Ваши лучшие годы Университетская атрибутика КНУ имени Тараса Шевченко. (- https://knushop.com.ua/about-us). (08.05.2020)