Фрагмент для ознакомления
2
Введение
« ...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В. Л. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы, способ выражения чувств, передача эмоционального настроения. Дети транслируют все, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают, всё то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в своем рисунке. Как и в любой познавательной деятельности, чтобы ребенок активно занимался его необходимо стимулировать, поддерживать, мотивировать и заинтересовывать, постепенно открывая перед ним новые возможности. Нетрадиционные техники рисования способны заинтересовать не только детей, но и взрослых. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка.
Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, помогает развивать мускулатуру рук при использовании различных бросовых материалов. Нетрадиционный подход к выполнению изображения развивает интеллект ребенка, умение нетрадиционно мыслить, помогает развитию фантазии и воображения, развивает творческую активность и учит мыслить нетрадиционно.
Теоретической основой данного исследования послужили труды В.Л. Сухомлинского, А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
Яркость, наглядность, образность произведений живописи и графики созвучны с наглядно-образной природой мышления дошкольника. Однако знакомство детей с произведениями искусства невозможно без активного развития наблюдательности, фантазии, воображения. В трудах многих ученых-психологов (Б. Г. Ананьева, Л.А. Венгера, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Ф.Н. Узнадзе и др.) отмечается, что вос-приятие — активная деятельность, которой надо учить. А результаты исследований показали, что восприятие — процесс целостный, динамичный, структурный, осмысленный. Оно отличается избирательностью, то есть предпочитает главное второстепенному (объект и фон), зависит от определенной установки человека на восприятие того или иного объекта, а также личностных особенностей воспринимающего.
Психологами и педагогами были проведены также специальные исследования, посвященные проблеме развития художественного восприятия (Е.П. Зальцман, Н.Л. Кульчинская, А.А. Мелик-Пашаев, М.Н. Семенова, Б.П. Юсов и др.). В результате было установлено, что человек с неразвитым художественным видением не способен к полноценному восприятию произведений искусства. Это связано с тем, что художественное восприятие — также процесс сложный. Оно насыщено разнообразными переживаниями, и в первую очередь связано с эстетическими чувствами.
Возникает противоречие между необходимостью освоения нетрадиционной техники рисования у детей среднего дошкольного возраста и отсутствием необходимых технологий обучения.
Проблемный вопрос. Каковы особенности освоения нетрадиционных техник рисования в среднем дошкольном возрасте?
Объект исследования: формирование освоения нетрадиционных техник рисования детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте
Цель исследования: обоснование особенностей освоения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте
В работе будут решаться следующие задачи:
- Изучить основные нетрадиционные техники рисования, применяющиеся в практических занятиях с дошкольниками
- Рассмотреть роль нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте
- Проанализировать особенности освоения нетрадиционных техник рисования
- Подобрать для детей старшего дошкольного возраста нетрадиционные техники рисования, соответствующие их возрасту и индивидуальным особенностям;
Методы исследования: теоретические методы: изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; практические методы: анкетирование, методы математической статистики и графической обработки результатов, наблюдение
База исследования: подготовительная группа детского сада №13 г. Оренбурга. Количество испытуемых 20 человек.
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
1.1.Психолого-педагогические подходы к нетрадиционным техникам рисования в изобразительной деятельности
Деятельность с предметами способствует развитию восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов. При активной и частой манипуляции различными предметами ребенок приобретает и накапливает информацию о состоянии предмета и о его возможностях. Так же, накопление информации происходит благодаря личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Очень важно, чтобы предметы были разнообразные и сфера предметной деятельности ребенка периодически менялась.
К 3-4 годам ребенок имеет полное представление предмета, но у него еще не сформировалось полное связанное понятие в какой предметной сфере можно воспользоваться тем или иным предметом. На данном этапе закладываются основы эстетического восприятия мира. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов, форма, величина, физические качества. Рассматривая новый предмет, ребенок не ограничится только зрительным ознакомлением с предметом, он начинает сгибать, растягивать, подносить к уху предмет, чтобы послушать, встряхивать, нюхать предмет, таким образом переходя к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию Данные знания помогают ребенку различать предметы, искать и находить сходства и различия
В возрасте 4 лет у ребенка средством познания становится речь. Развивается умение воспринимать информацию, переданную при помощи слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее оперативно усваивать, анализировать, запоминать, а также пользоваться ей в последующей деятельности.
По мнению А. Н. Дьяченко, в возрасте 4-5 лет уровень творческого воображения несколько снижается из-за ориентации на усвоение образцов социального поведения. Аффективное воображение возникает в ситуациях, вызывающих реальные переживания. Познавательная имеет воспроизводящий характер. Возникает планирования, но оно распространяется только на следующий шаг, а не на всю цепочку действий.
У детей в возрасте 5-6 лет наблюдается желание в улучшении и развитии своего кругозора. Познавательная воображение обогащается. Приобретенные к шести годам сведения об окружающем мире требуют от ребенка определенных умений организации накопленных и поступающих сведений. Отличается процесс поиска идеи, создание замысла, а также подбора адекватных средств их воплощения. Образ воображения уже не как отдельный предмет, а целостная ситуация. На данном этапе ребенку могут помочь родители и воспитатели, направив все знания ребенка на процесс познания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Ме-щеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 672с.
2. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г.Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 272 с.
3. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Не-традиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с.
4. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная вер-сия для школьников / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2016. – 688 с.
5. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И. Игнатьев. – М.: Знание, 1968. – 22 с.
6. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования – 2-е изд., пе-рераб. и доп. / Т.С.Комарова. – М.: Просвещение, 1976. – 158 с.: с ил.
7. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей до-школьников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: цв. вкл.
8. Комарова, Т.С., Езикеева, Е.В., Лебедева Е.В. Методика обуче-ния изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для учащихся педагогических училищ – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.С.Комарова. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.: с ил.
9. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Коменский Я. А. – М.: Педагогика, 1982.
10. Косминская, В.Б., Васильева, Е.И., Халезова Н.С. Теория и мето-дика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Электронный ресурс]/ В.Б.Косминская. – М.: Просвещение, 1997. - 253 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru - (Дата обращения 22.11.2020).
11. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей / В.С Кузин - 2-е изд. исп. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.
12. Михалюта, И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru - (Дата обращения 16. 05. 2016).
13. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинте-ресованных родителей / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2014. – 96 с. + 16с. цв. вкл.
14. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие [Элек-тронный ресурс]/ А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. - 510 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru - (Дата обращения 22.11.2020).
15. Погодина, С. Художественные техники. Монотипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография // Дошкольное воспитание. - 2011. - №3. - 53 - 62 с.
16. Прокопова, И.П. Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида [Электронный ресурс]. – 7 с. – Режим доступа: http://sch875.mskobr.ru prokopova_001.pdf - (Дата об-ращения 22.11.2020).
17. Розанова, В.В. Краткий толковый словарь русского языка – 5-е изд., исп. и доп. / В.В.Розанова. – М.: Русский язык, 1988. – 255 с.: с ил.
18. Савинов, А. М. Целеполагание в педагогической деятельности преподавателя рисунка / А. М. Савинов // Искусство и образование. – 2010. – № 3 (65). – С. 30-37.
19. Савинов, А.М. Активизация процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: дис. канд. пед. наук/А. М. Савинов – М., 1999. – 240 с.
20. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведения [Электронный ре-сурс]/ Г.А. Урунтаева– 5-е изд., перераб. и доп. / Г.А.Урунтаева. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2001. – 336 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru - (Дата обращения 22.11.2020).
21. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – СПб., 1875 - 1908.